Э-реестр ускорит оформление имущества

1 комментировать
В ближайшие три года Министерство юстиции планирует ввести электронный нотариат. Новейшие технологии позволят создать единый реестр нотариальных действий

Это когда каждый гражданин и представитель бизнеса может зайти в систему и проверить сведения о нотариальных действиях, совершенных с его участием.

На сегодня при осуществлении своей деятельности нотариусы пользуются доступом к ряду электронных реестров. А именно: Единого реестра нотариусов, Единого реестра специальных бланков нотариальных документов, Государственного реестра обременений движимого имущества, Наследственный реестр, Единого реестра доверенностей, Государственного реестра прав на недвижимое имущество, Государственный реестр актов гражданского состояния граждан, Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц предпринимателей и общественных формирований.

Электронный нотариат  — система, которой пользуются в развитых странах мира. Например, в Грузии Электронный реестр нотариальных действий Нотариальной палаты действует с 2009 года. Доступ к нему осуществляется по определенным параметрам, реквизитами нотариального акта  —индивидуальным уникальным номером и номером регистрации в электронном реестре. Любой гражданин может проверить факты регистрации в электронном реестре нотариальных действий, касающихся его, а также факты регистрации в электронном нотариальном реестре акта, который был им представлен.

В Республике Казахстан действует система «Е-нотариат». Там нотариусы имеют онлайн доступ к таким базам данных органов юстиции, как "Реестр недвижимости", "Юридические лица", "Физические лица", "ЗАГС". Во Франции абонентами единой электронной нотариальной сети является 4500 нотариальных отделений. Это позволяет нотариусам общаться между собой и с третьими сторонами, обмениваться данными реестра. Каждый нотариус имеет идентификационную карточку "Carta Real" с конфиденциальным кодом, которая позволяет доступ не только к электрической сети в пределах страны, а и к сети европейской базы данных о завещаниях и к документам европейского нотариата.

Для внедрения и реализации в Украине электронного нотариата существует необходимость привести к европейским и мировым стандартам законодательство, которое отвечает за регулирование сферы деятельности нотариата. Подобное законодательство действует во всех штатах Америки, в Венгрии с 2006 года на законодательном уровне закреплено право нотариуса удостоверять подлинность электронных документов с помощью электронной подписи. Такие бумаги имеют ту же юридическую силу, что и документ, заверенный обычной печатью.

Учитывая, что новые технологии и средства шаг за шагом заполняют все сферы общественной жизни, необходимость осовременивания и инноваций в нотариате особенно необходима. Вопрос бумажных архивов нотариусов и их хранения не является исключением. На сегодня, архив любого нотариуса хранится на бумажных носителях в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Надлежащее хранение архива создает постоянные расходы на бумажную продукцию и металлические шкафы. Постепенное увеличение архива заставляет нотариуса искать новое пространство для его размещения и хранения. Отказ от бумажных архивов и переход к электронному документированию значительно облегчит работу нотариуса.

Внедрение системы электронного нотариата требует разработки четкой процедуры хранения документов и обеспечения защиты. Ведь известны случаи, когда в результате кибератак злоумышленникам удалось получить доступ и полностью уничтожить электронный архив нотариуса, получить частные сведения о физических и юридических лиц-предпринимателей.

В июле 2017 года, когда злоумышленники запустили вирус Petya, хакеры предприняли попытку взламывать личные кабинеты нотариусов в государственных реестрах. Начали от их имени переписывать имущество и снимать обременение с транспортных средств. А в феврале от хакерской атаки пострадали электронные кабинеты многих нотариусов Одесской области. Мошенники по электронной почте присылали письмо, в котором исходный адрес Национальной информационной системы отличалась только одной буквой. Нотариусы открывали "вложения", антивирус не видел программы-вредителя, а хакеры тем временем получали ключи от электронных кабинетов. Поэтому актуально применение различных правовых и технических средств, использования современных технологий.

Несмотря на трудности в реализации, создание единого реестра нотариальных действий позволит оптимизировать работу нотариусов. Ведь в электронной базе значительно проще будет найти необходимый документ, а по части документов граждане не будут иметь необходимость приходить, чтобы принять или удостоверить второй  — смогут самостоятельно их просматривать и получать копии. Поможет в работе и активное применение Электронной цифровой подписи, которое предусматривает наличие легкого доступа к документам, сведений о личности и бизнесе.

Сейчас в Киеве действует 14 нотариальных контор. К ним граждане чаще всего обращаются с вопросами о законности оформления наследства, удостоверение договоров об отчуждении и получения прав на владение недвижимостью, отчуждение общего имущества супругов.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: