Свалки - проблема законодателей или граждан

0 комментировать
Есть ли у Украины шансы в корне изменить текущую катастрофическую ситуацию с мусорными свалками? Способны ли мы присоединиться к клубу успешных государств, рачительно относящихся к ресурсам и заботящихся об экологии

Каждый из нас не раз слышал, что в Украине очень остро стоит проблема с накоплением мусора. Постепенно наше государство превращается в большую свалку. Как следует из проекта Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года, всего за 2016 граждане образовали около 11 млн т. отходов. Это примерно 250-300 кг мусора в год на человека. И эта цифра ежегодно имеет четкую тенденцию к росту, хотя население сокращается.

При этом, только 5,8% из указанных 11 млн т. переработали или утилизируют. Остальные отходы отправили на полигоны и свалки. Последних сейчас в Украине насчитывается уже около 5,5 тыс. По оценкам экспертов, около 99% функционирующих полигонов не соответствуют требованиям Европейского Союза к свалкам.

К тому же, стоит отметить, что речь идет лишь об "официально собранных" твердых бытовых отходах и официальных полигонах мусора. А сколько бытовых отходов "неофициально" вывезли и оставили в лесах, парках и карьерах... Только по официальным данным, ежегодно образуется более 27 тыс. несанкционированных свалок.

В то же время, во многих высокоразвитых странах мира мусора уже давно стало ценным ресурсом. Его разумно используют для производства энергии, удобрений и в качестве вторичного сырья. Более того, например, Швеция не только перерабатывает 99% мусора, но и импортирует его из соседних государств. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос, как эти страны смогли успешно решить проблему накопления отходов и есть ли у Украины шанс пойти по их пути?

Построение эффективной и комплексной системы обращения с отходами в этих странах стало возможным из-за того, во-первых, что создали необходимую законодательную базу. А, во-вторых, благодаря воспитанию экологической сознательности в обществе.

В ЕС уже давно приняли и успешно применяют директивы по обращению с различными типами отходов – отходы упаковки, отходы электронного оборудования, батарейки. Основная суть этих директив – загрязнитель платит.

Они предусматривают создание организаций расширенной ответственности производителей (ОРВВ), которые отвечают за раздельный сбор и переработку отходов. Такие ОРВВ самостоятельно заключают договоры с муниципалитетами, логистическими компаниями, перерабатывающими предприятиями и т. п. Они финансируются за счет взносов производителей, которые те платят в соответствии с количеством их продукции на рынке.

При этом система построена таким образом, чтобы не допустить неэффективного использования средств. В частности,

- участниками ОРВВ могут быть только производители, а не, например, перерабатывающие предприятия;

- ОРВВ подотчетны производителям, которые, в свою очередь, заинтересованы в максимально эффективном использовании средств и выполнении норм по сбору и переработке отходов;

- государство осуществляет общий мониторинг работы ОРВВ, определяет на законодательном уровне нормы сбора, устанавливает стандарты переработки отходов и т.п.

Возникает вопрос, почему Украина, которая выбрала курс на евроинтеграцию и гармонизирует свое законодательство в соответствии с лучшимих практиками ЕС все еще не приняла аналогичное законодательство? Тем более, что Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает необходимость принятия такого законодательства.

Частично, причина в разработке качественного проекта закона. Это достаточно длительный процесс. С другой стороны, отсутствует всякое желание принимать такие изменения. Ведь в Украине на протяжении многих лет компании платили отдельный сбор за каждую произведенную или импортируемую тару, или упаковку. С 2001 года этот сбор поступал государственному предприятию Укрэкокомресурсы, которое на эти средства должно было создать условия для раздельного сбора отходов, их переработки и дальнейшего использования в качестве вторичного сырья.

Ходят разные разговоры, куда направляли эти средства и почему, при всей неэффективности сбора, его годами не отменяли. Единственное, что мы можем сказать наверняка, по назначению эти средства не доходили, а систему раздельного сбора отходов так и не создали.

Иностранные и украинские компании долгие годы требовали отменить монополию Укрэкокомресурсов и принять закон об упаковке и отходах упаковки, предусматривающий раздельный сбор и переработка отходов упаковки.

В марте 2015 года, при активном содействии Министра Айвараса Абромавичюса, монополию этой государственной компании на взыскание указанного сбора удалось отменить. Однако, к сожалению, уже второй год парламент не может принять проект закона об упаковке и отходах упаковки. Он максимально приближен к практике в ЕС и активно поддерживается бизнес-сообществом. Зато в Верховной Раде регулярно регистрируются новые законопроекты. Большинство из них предусматривает введение экологического налога, который снова будут взимать за производство упаковки или товаров в упаковке.

Что касается экологически сознательного общества, то это касается не только раздельного сбора бумаги, стекла, пластика и органических отходов у себя дома. Но и бережного отношения к окружающей среде и ресурсам в целом.

Несмотря на значительно большие, по сравнению с украинским, доходы, среднестатистический немец или француз не купит себе авто, которое потребляет 15-20 литров горючего на 100 км. Они не оставят включенным свет на всю ночь в подъезде, потому что это коммунальная собственность и счет за оплату электроэнергии придет не им.

Конечно, философия бережного отношения к природе и понимание исчерпаемости ресурсов возникла в высокоразвитых странах не за один день. Этому способствовали и высокие тарифы на энергоносители, и государственные информационные кампании, и высокие штрафы. В Сингапуре за выброшенный на улице окурок вы рискуете расстаться с $500, а за курение в неположенном месте – заплатить $1 тыс.

Из всего перечисленного в Украине пока ввели только высокие тарифы на коммунальные услуги.

В то же время, ни одна информационная кампания не будет эффективной, если каждый из нас не примет сознательное решение бережно относиться к окружающей среде. Каждый из нас лично должен хоть немного улучшить ситуацию! Возможно, объяснив своему ребенку или убедив друзей не оставлять мусор в не предназначенных для этого местах, или напрасно не тратить энергоносители, воду, горючее только потому, что есть финансовая возможность.

Каждый из нас обязан делать все от него зависящее, чтобы решить проблему отходов и улучшить ситуацию с экологией. Без всех нас у нашего государства нет реальных шансов эффективно решить проблему с накоплением отходов.

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: