Чем интересна проблема еврономеров

1 комментировать

Процессы вокруг "евроблях" важны не только для рынка автомобилей, но и для развития эффективного демократического управления в стране.

Если отрешиться от жутких пробок по Киеву и от вопросов о справедливости уклонения от налогов, то кейс "евроблях" очень интересен тем, что в нем ярко проявляются интересы разных групп населения.

Интересен также размер этих групп. В общей сумме это все те, кто пользуется автомобильными дорогами в стране либо проживает возле них, т.е. почти всё население.

Проблематика довольно очевидна – государственное ограничение доступа к по-настоящему дешёвым автомобилям в бедной стране, где значительная часть потребителей с трудом могут позволить себе купить автомобиль дороже чем €3-4 тыс. или вообще не могут купить машину.

Ограничение двойное – регуляторный запрет на растаможку автомобилей, не соответствующих требованиям Евро-5 (по факту, все ультра-дешёвые автомобили им не соответствуют), и заградительные акцизы на подержанные авто. Чтобы был понятен масштаб цифр – для автомобиля 2005 года выпуска стоимостью, скажем, €4 тыс., с объёмом двигателя в 2 тыс. см3 размер акциза составит €4,4 тыс., т.е. его цена удвоится. Для нового авто (стоимостью, скажем, €10 тыс.) с аналогичным объёмом двигателя, размер акциза составит €260, т.е. практически не повлияет на цену. С учётом НДС и пошлины, цена на импортный автомобиль в Украине в принципе вряд ли может быть ниже €10 тыс., что отсекает от доступа к авто значительную часть граждан.

В то же время, ограничение может иметь смысл с точки зрения влияния на экологию и безопасность дорожного движения. У меня на руках нет статистики, но очевидно, что старые автомобили значительно менее экологичны и опаснее в эксплуатации, чем новые. Очевидно, что тут присутствуют экстерналии – сограждане владельцев старых авто несут потери в виде худшей экологической ситуации и более низкого уровня безопасности, – т.е. есть вполне легитимные основания для государственного регулирования.

При этом, от наличия или отсутствия этого регулирования сильно выигрывают либо проигрывают с большим отрывом разные группы населения. Людям, достаточно обеспеченным, чтобы покупать авто от €10 тыс. и выше, а также людям, которые не могут купить машину даже за €3-4 тыс., выгодно наличие регулирования и запретительных акцизов, т.к. оно улучшает их среду обитания без каких-либо потерь для них. Людям, которые не могут позволить себе авто за €10 тыс., но могут купить их за €3-4 тыс., наоборот, выгодна отмена ограничений. Если для них наличие автомобиля важнее ухудшения условий жизни.

По сути, демократическое управление как раз и призвано найти какой-то компромисс между этими группами интересов и придти к тому или иному решению. В этом смысле, как мне кажется, процессы вокруг "евроблях" важны не только для рынка автомобилей, но и для развития эффективного демократического управления в стране.

А на какой вы стороне – за дешёвые авто, или за лучшую экологию и большую безопасность на дорогах?

Текст колонки взят в Facebook c разрешения автора. Оригинал текста смотрите здесь.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: