Чем интересна проблема еврономеров

1 комментировать

Процессы вокруг "евроблях" важны не только для рынка автомобилей, но и для развития эффективного демократического управления в стране.

Если отрешиться от жутких пробок по Киеву и от вопросов о справедливости уклонения от налогов, то кейс "евроблях" очень интересен тем, что в нем ярко проявляются интересы разных групп населения.

Интересен также размер этих групп. В общей сумме это все те, кто пользуется автомобильными дорогами в стране либо проживает возле них, т.е. почти всё население.

Проблематика довольно очевидна – государственное ограничение доступа к по-настоящему дешёвым автомобилям в бедной стране, где значительная часть потребителей с трудом могут позволить себе купить автомобиль дороже чем €3-4 тыс. или вообще не могут купить машину.

Ограничение двойное – регуляторный запрет на растаможку автомобилей, не соответствующих требованиям Евро-5 (по факту, все ультра-дешёвые автомобили им не соответствуют), и заградительные акцизы на подержанные авто. Чтобы был понятен масштаб цифр – для автомобиля 2005 года выпуска стоимостью, скажем, €4 тыс., с объёмом двигателя в 2 тыс. см3 размер акциза составит €4,4 тыс., т.е. его цена удвоится. Для нового авто (стоимостью, скажем, €10 тыс.) с аналогичным объёмом двигателя, размер акциза составит €260, т.е. практически не повлияет на цену. С учётом НДС и пошлины, цена на импортный автомобиль в Украине в принципе вряд ли может быть ниже €10 тыс., что отсекает от доступа к авто значительную часть граждан.

В то же время, ограничение может иметь смысл с точки зрения влияния на экологию и безопасность дорожного движения. У меня на руках нет статистики, но очевидно, что старые автомобили значительно менее экологичны и опаснее в эксплуатации, чем новые. Очевидно, что тут присутствуют экстерналии – сограждане владельцев старых авто несут потери в виде худшей экологической ситуации и более низкого уровня безопасности, – т.е. есть вполне легитимные основания для государственного регулирования.

При этом, от наличия или отсутствия этого регулирования сильно выигрывают либо проигрывают с большим отрывом разные группы населения. Людям, достаточно обеспеченным, чтобы покупать авто от €10 тыс. и выше, а также людям, которые не могут купить машину даже за €3-4 тыс., выгодно наличие регулирования и запретительных акцизов, т.к. оно улучшает их среду обитания без каких-либо потерь для них. Людям, которые не могут позволить себе авто за €10 тыс., но могут купить их за €3-4 тыс., наоборот, выгодна отмена ограничений. Если для них наличие автомобиля важнее ухудшения условий жизни.

По сути, демократическое управление как раз и призвано найти какой-то компромисс между этими группами интересов и придти к тому или иному решению. В этом смысле, как мне кажется, процессы вокруг "евроблях" важны не только для рынка автомобилей, но и для развития эффективного демократического управления в стране.

А на какой вы стороне – за дешёвые авто, или за лучшую экологию и большую безопасность на дорогах?

Текст колонки взят в Facebook c разрешения автора. Оригинал текста смотрите здесь.

Подпишитесь на журнал НВ по специальной цене

До конца ноября дешевле на 110 грн.
Оформите подписку на журнал на 12 месяцев всего за 559 грн.

Ваш промокод для оплаты онлайн — 89790834

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: