Закон – строитель изменений в стране

0 комментировать
Мир знает множество примеров, когда именно строительная отрасль становилась локомотивом вывода государства из кризиса

Ведь развитие строительства – мощный стимул для активизации целого ряда других отраслей экономики, привлечения больших инвестиций, улучшения качества жизни.
В начале года был сделан важный шаг, который способен активировать эту формулу успеха и в Украине. 17 января Верховная Рада утвердила во втором чтении законопроект №4733-1. Наконец-то принят законопроект, который должен стать работающим (и работающим эффективно!) инструментом для предотвращения строительных афер и контроля качества и законности строительства.

Без сложностей, но с последствиями

Увы, на сегодняшний день у нас в стране строительство ассоциируется с нарушениями, скандалами, бесконтрольностью. И во многом отрасль обязана такому "имиджу" существующему градостроительному законодательству, которое предоставило недобросовестным застройщикам большие возможности для манипуляций.

Это и умышленное занижение категории сложности объекта строительства, и недостаточные полномочия органов госархстройконтроля в вопросах проверки и остановки строительства объектов, а также многое другое.

Итак, главная задача, которую призван решить новый закон – отсечь аферистов от строительства и усилить контроль над соблюдением строительных норм и правил. Для этого было принято принципиальное решение: отказаться от существующих пяти категорий сложности объектов строительства, оставив только три класса последствий – незначительный, средний и значительный. 

Значительный класс последствий (СС3) – это крупные жилищные комплексы, офисные центры, сложные промышленные сооружения. Их строительство, как и раньше, будет производиться на основании разрешения.

Средний класс последствий (СС2) – это основная часть жилищной застройки – многоквартирные жилые дома, объекты социального назначения: больницы, школы, детсады, торгово-развлекательные, офисные комплексы. На этот сегмент строительства также предлагается распространить систему выдачи разрешений и проверки объектов во время введения их в эксплуатацию. Это станет залогом их безопасной эксплуатации в будущем и приведет к уменьшению количества проблемных строительств.

Что касается незначительного класса последствий (СС1) – это простые строительства – частное жилье, хозяйственные сооружения, дачные дома, небольшие бизнес-объекты. Такие сооружения будут строить на основании уведомления.

Фактически произойдет переход от трехступенчатой разрешительной системы – уведомление, декларация, разрешение к двухступенчатой – уведомление, разрешение.

То есть теперь построить масштабные жилые комплексы, маскируя их под объекты третьей категории, не получится. Равно как и "проскочить" строительную экспертизу проекта и полноценную проверку разрешительных документов в органах архитектурно-строительного контроля. Иными словами, порядка 20% объектов всего строительства, относящихся к среднему классу последствий и ранее декларируемых заказчиком как третья категория сложности, по новому законодательству должны обязательно пройти стройэкспертизу проекта и получить разрешение на строительство в инспекции, что подразумевает предоставление полного пакета разрешительных документов.
Важно отметить, что эти 20 процентов – преимущественно жилая и общественная застройка, т.е. здесь требуется пристальное внимание к законности и безопасности.

Едва ли не впервые в законодательство относительно экспертизы внесены обязательства о безусловном выполнении нормативов по созданию доступного пространства. Проект без нормативной организации пандусов, проходов и т.д. просто не примут на рассмотрение и не выдадут разрешения на строительство.

Далее, появился законодательный инструмент, позволяющий устранить нарушения в градостроительной сфере на ранних этапах реализации проекта. А именно, если госархстройконтроль в порядке надзора выявит нарушения градостроительного законодательства в выдаваемых девелоперу градостроительных условиях и ограничениях, документ будет аннулирован.

Не получится теперь "подпольно" переделать проект, устранив паркинги или добавив парочку лишних этажей. Закон обязывает заказчика подать информацию о корректировке проекта в течение трех дней. Иначе – строить запрещено.

Свобода подразумевает ответственность

На первый взгляд может показаться, что некоторые меры усиливают контроль и противоречат курсу на дерегуляцию экономики. Попробуем разобраться.
Во-первых, не стоит путать либерализацию и анархию. Сейчас мы сталкиваемся как раз с последствиями псевдолиберальных лазеек в строительном законодательстве – в виде строительных афер и самостроя. За которые, кстати, платит и рядовой налогоплательщик, и законопослушный застройщик.

Во-вторых, для несложных строительных объектов – а это 80% строек – система предельно упрощена. Работы можно будет начинать на основании простого документа – уведомления. Правило работает не только для обывателей. Эта норма содействует развитию малого и среднего бизнеса – так можно согласовывать небольшие торговые объекты, кафе и т.д.

В-третьих, в создавшейся ситуации хаоса и регулярных конфликтов вокруг строек главное – навести порядок и ликвидировать системные нарушения. В таком результате заинтересованы не только общественность, власть, но и бизнес, ведущий свою деятельность законно.

Возможно, принятый закон в некоторых вопросах еще не совершенен и ряд норм потребуют доработки. Но упорядочивание разрешительной системы в целом, действенный контроль за соблюдением строительного законодательства, норм и правил будут содействовать развитию цивилизованного рынка строительства. И уже скоро граждане увидят новое качество недвижимости.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: