Куда вложить деньги. Как оценить все риски инвестиционного проекта

12 сентября 2020, 11:30

По оценкам экспертов, около $80 миллиардов в Украине лежит «под матрасами». Эти деньги не работают, а к тому же обесцениваются.

В Украине постепенно укореняется культура предпринимательства, но культура инвестиций, к сожалению, еще не развита. Пока в нашей стране не появилось достаточного количества брокеров и финансовых консультантов, как в США, которые помогают выгодно инвестировать. Украинцы не понимают, что делать с накоплениями.

Видео дня

Куда вкладывают украинцы сейчас

Наиболее распространенная и одна из наименее рисковых инвестиций — недвижимость. Анализ рынка показал, что средние цифры такие: жилая недвижимость приносит доход в размере 5−7%, а коммерческая — в размере 10−20% годовых.

Я знаю несколько людей, которые покупают жилую недвижимость без какой-либо цели, чтобы просто сохранить деньги. Обычно это ловушка. Недвижимость в таких случаях становится просто статьей расходов. Кроме того, инвестиции в недвижимость нельзя назвать абсолютно безрисковыми, учитывая обстоятельства непреодолимой силы. В 2008 году, например, стоимость недвижимости упала на 60% из-за кризиса, а в карантин 2020 года на 10−15%, при этом спрос в марте-апреле 2020 года снизился на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Еще один вариант — депозиты. Их украинцы, по опыту, считают более рисковыми инвестициями. Так оно и есть. При этом, в отличие от европейских, украинские банки готовы давать 10−14% и более ежегодно за вклады в гривне. Делая вклад, не нужно забывать о НДФЛ. Кроме того, не стоит вкладывать все свои активы в один банк.

Среди других, менее популярных, видов инвестиций: кредитование физических лиц (займы под ипотеку или автомобиль), фондовый рынок, кредитование через посредника (P2P-кредитование).

Инвестирование в бизнес

Инвестирование в бизнес — наиболее доходный и в то же время высокорисковый тип инвестиций. Если человек уже занимается бизнесом, то зачастую он инвестирует в открытие еще одной компании (сам или в доле с партнером), чтобы диверсифицировать свои активы, или выкупает долю в существующем бизнесе. В чем риск тут? Развивать сразу две компании, по опыту, невозможно. Потому обычно это именно инвестирование, вложение без вхождения в активное операционное управление.

Бизнес-план есть почти у всех. Но в 95% случаев в нем все расписано поверхностно

Чтобы не терпеть убытки в таком случае, в компанию необходимо нанять сильного управленца, выстроить все бизнес-процессы, а также настроить финансовую отчетность. В режиме реального времени вы, как совладелец/инвестор, должны иметь возможность увидеть такие глобальные показатели, как валовый оборот и EBITDA. Дальше они могут декомпозироваться на ключевые показатели нижнего уровня LTC, CAC, средний чек, количество транзакций и другие.

Но это уже потом. Для начала нужно оценить инвестиционную привлекательность проекта.

Как оценить инвестиционную привлекательность проекта

Допустим, у вас есть накопленный капитал, вы каким-то образом сообщаете своему кругу знакомых о желании инвестировать. К вам приходят люди с горящими глазами и просят на идею. Я нарочно написал слово «идея», а не «бизнес». По опыту, в 95% случаев просят именно на идею, которую они с особым трепетом называют стартапом.

При этом бизнес-план есть почти у всех. Но в 95% случаев в нем все расписано поверхностно. Почти никто не готов ответить на вопрос о том, сколько людей купят продукт/воспользуются услугой компании в первый месяц, каким образом будут привлечены эти клиенты, каким будет средний чек. А уж то, чего я не видел вообще ни в одном бизнес-плане, так это заранее просчитанная амортизация. Притом что, если вы, например, решили вложить деньги в типографию, через три года часть оборудования нужно будет менять.

В нашу компанию часто обращаются за услугой оценки инвестиционной привлекательности. Обычно отчет по каждой оценке состоит из более 100 страниц. И хорошо, если бы таким объемным и полным был бизнес-план, но, как я говорил, это большая редкость. Потому вам, как будущему инвестору, необходимо все анализировать самостоятельно.

Чтобы оценить инвестиционную привлекательность, необходимо:

1. Провести анализ конкурентов. Определить, насколько высококонкурентный рынок. Одна из самых распространенных историй — муж открывает для жены салон красоты. Но этот рынок так сильно перегрет, что в лучшем случае эта компания навсегда останется околонулевой или слабоприбыльной. В худшем — убытки будут значительными.

2. Сравнить продукт/услугу с тем, что уже есть на рынке. Чем будет отличаться компания, какое уникальное торговое предложение, какие конкурентные преимущества? Если вас просят деньги на «еще одну такую же, как и другие» или «как у них, но лучше», стоит задуматься.

3. Провести анализ способностей и ресурсов (VRIO-анализ). Какие ресурсы и способности компании лучше по сравнению с конкурентами? У вас более квалифицированные специалисты или более качественное оборудование, которое будет работать быстрее?

4. Провести SWOT-анализ. Определить сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы, связанные с конкуренцией или планированием проекта.

5. Проанализировать модель 4Р. Какой продукт/услугу будет предлагать компания, где он будет продаваться, какова его целевая аудитория, какой будет цена, как продукт будет продвигаться.

6. Определить бизнес-модель компании, то есть выяснить, какие источники доходов и расходов у нас будут. По моему опыту, очень многие стартапы в IT запускаются с поверхностным представлением о способах монетизации, речь о реалистичных просчитанных цифрах не идет.

7. Сформировать ценностное предложение. Это намного важнее, чем кажется многим. Ценностное предложение важно, чтобы не быть еще одним очередным «как у них, только лучше», при этом ваше ценностное предложение не должно пересекаться с тем, которое уже сформировано у конкурентов.

8. Проанализировать финансовую модель. Обычно в бизнес-плане есть этот пункт. Но ограничивается все точкой безубыточности и парой основных цифр. О том, сколько будет сотрудников и какую зарплату они будут получать, приходящие с идеей зачастую имеют смутное представление.

Еще одна распространенная ошибка — маркетинговый бюджет абсолютно не согласованный с реальной воронкой продаж и каналами привлечения клиентов. Нигде не учитывается стоимость привлечения одного лида (потенциального покупателя), хотя достаточно запустить тестовую рекламную кампанию, чтобы определить реальные цифры.

9. Провести GAP-анализ. GAP-анализ — это расхождение между текущей ситуацией и запланированным результатом. Например, сейчас проект находится на начальной стадии, а через 2 года необходимо достичь оборота компании в 200 тысяч в месяц. Как это сделать, какие реальные шаги будут предприняты, какова стоимость каждого такого шага, какой результат получим? По сути, это декомпозиция стратегии на конкретные, оцифрованные задачи, которая позволит понять, реальны ли планы в принципе.

10. Проанализировать риски проекта. Каждый из рисков стоит проанализировать, определив характер потери. В случае наступления этой ситуации потери будут допустимыми, критическими или катастрофическими?

Очень желательно, но не обязательно копать так глубоко. Бизнес-план может быть сухой, но главное — реалистичный. Если вы не имели опыта ведения бизнеса или не разбираетесь в этом рынке, просто начните по каждому из написанных пунктов задавать вопросы и слушайте, что отвечают вам.

Кроме того, важно спросить, какую именно долю денег и времени будет вкладывать в новый проект человек, который обращается за инвестициями. Я сталкивался с ситуацией, когда потенциальный предприниматель, который просил на бизнес $100 тысяч, на все уточняющие вопросы отвечал, что пока сам не планирует заниматься им вплотную. Зачастую я советую своим клиентам вкладываться в проекты, которые хотя бы минимально запущены на мощностях и ресурсах основателя. Только так доказывается серьезность намерений, ведь в таком случае фаундер рискует не только вашими, но и своими деньгами. К тому же, если бизнес хотя бы минимально запущен, уже есть ключевые цифры, а не абстрактные, которые обычно пишут в финансовом плане.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X