Государство обыграло бизнес. По кому ударит законопроект 5600

9 июля 2021, 07:30

Каких слоев общества касается «ресурсный» налоговый законопроект 5600? Ответ прост, — практически всех.

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект 5600, который вносит изменения в Налоговый кодекс. Этот законопроект подан Кабинетом Министров Украины, но активное участие в его разработке и лоббизме принимала ГНС. При этом любое мнение «против» и критика бизнесом «налоговых новелл» от правительства остались без внимания.

Видео дня

По прогнозам правительства ожидаемый экономический эффект от принятия данного закона составляет около 50 миллиардов гривен.

Кто оплатит эту сумму?

Ответ также очевиден, — все украинцы и богатые, и средний класс и бедные. Законопроект 5600 вносит такие основные изменения в следующие разделы Налогового кодекса:

  • администрирование налогов и налогового долга (возможность ограничения должника по налогам в праве выезда заграницу, снижение порога по внесудебному взысканию налогового долга, расширение возможностей налоговой службы на направление запросов налогоплательщику, право налогового залога по несогласованным сумам налоговых обязательств);
  • расширение базы и объектов налогообложения (введения минимальных ставок по плате за землю, введение НДС на операции по продаже имущественных прав на недвижимость, ужесточения порядка налогообложения мелких сельскохозяйственных производителей, повышение налога на недвижимость);
  • увеличение ставок ресурсных налогов.

В Украине исторически так сложилось, что основную часть доходов бюджета составляли платежи именно крупного бизнеса. Но начиная с 2013—2014 годов эта доля доходов постепенно уменьшалась и сейчас соотношение составляет 50/50, т. е. половина доходов бюджета за крупным бизнесом, другая половина — за мелким и средним.

Исходя из этого, крупному бизнесу станет немного тяжелее, у него изымут в бюджет часть доходов. Но, как говорится, пока толстый похудеет, худой умрет. Поэтому основное налоговое бремя по законопроекту будет возложено именно на средний бизнес. Ведь у среднего бизнеса нет таких ресурсов и лобби, которые присущи бизнесу крупному и которые могут быть задействованы для защиты.

Среднему бизнесу придется тяжелее всего. Увеличения налоговых ставок ресурсных налогов не касается среднего бизнеса, его касается именно ужесточение порядка администрирования налогов и расширение прав налоговой службы в этом направлении.

Однако, без преувеличения можно сказать, что изменение порядка администрирования способно «положить на лопатки» любой бизнес.

Его механизм по законопроекту 5600 приблизительно выглядит следующим образом. Расширение прав налоговой на направление запросов налогоплательщику, позволяет организовать внеплановую проверку. Далее, по результатам проверки, доначислить последнему определенные сумы налоговых обязательств. И пока данные суммы будут находится в административном или судебном обжаловании, взять имущество такого налогоплательщика в налоговый залог.

Что для среднего предприятия может означать налоговый залог? Это невозможность продать продукцию, приобрести сырье или товар, невозможность получить кредит. Крупному бизнесу из такой ситуации будет выйти гораздо проще, потому что, как говорилось выше, ресурсов у него больше. А вот для среднего и мелкого бизнеса такая ситуация может быть катастрофической.

Микробизнес и небольшие фермерские хозяйства при ужесточении законопроектом налоговых правил, вероятно, уйдут в глухую тень без намека на добровольную уплату налогов.

Законопроект 5600 однозначно не является стимулирующим, не задает новые темпы развития бизнес-среды, а носит ярко выраженный фискальный характер. Он направлен на то, чтобы некомпетентность и неэффективную работу финансовых и налоговых органов компенсировать за счет бизнеса и всех украинцев.

Слушайте подкаст на эту тему

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X