Как карантин помог украинской бизнес-авиации

16 апреля 2021, 12:30

Украинские авиакомпании в 2020 году потеряли две трети пассажиропотока или 9 млн человек. Но есть сегмент, в котором во время карантинного года наметился явный рост — это бизнес-авиация.

Преимущества бизнес-авиации

У полетов на собственном (или арендованном) самолете помимо статусности есть ряд объективных преимуществ. Главное — это рейсы вне расписания и вне маршрутной сети. Рейсы любой классической авиакомпании расписываются на годы вперед. А в бизнес-авиации рейс планируется обычно за 2−3 часа, и лететь можно в любом направлении.

Видео дня

В 2020—2021, когда большинство авиакомпаний существенно сократили свои полетные программы, эта особенность оказалась как нельзя кстати. Людям иногда нужно в определенный момент быть в определенной точке Земного шара, и бюджет перелета не имеет особого значения.

Еще один важный момент — экономия времени. От момента остановки вашей машины в аэропорту до постановки самолета на предстарт ВПП обычно проходит 10−15 минут. К тому же, многие бизнес-джеты были созданы с использованием военных наработок (например, Dassault Falcon), у них очень хорошая энерговооруженность. Они могут летать на верхних эшелонах (до 13−14 км) и развивать более высокую крейсерскую скорость, а значит, при протяженном перелете вы сэкономите 1−2 часа своего времени.

Хорошая энерговооруженность также означает короткий взлет (1 тыс. м почти для любого бизнес-джета), т. е. минимальные требования к длине полосы и возможность использовать небольшие аэродромы, куда не смогут сесть большинство обычных пассажирских самолетов вроде Boeing 737. Во многих крупных аэропортах возможность использования короткого отрезка ВПП предполагает сокращенную по времени процедуру взлета (можно «вклиниться» в расписание без очереди).

Насколько вырос сегмент бизнес-авиации в прошлом году? В силу определенной закрытости этого рынка и наличия различных моделей учета, данные весьма разнятся. Например, по законодательству ЕС бизнес-джет — это самолет до 19 пассажирских мест, но многие страны (Украина в том числе) этот показатель не фиксируют.

Так или иначе, в ЕС осторожно говорят о том, что в 2020-м пассажиропоток в бизнес-авиации вырос ориентировочно на 10%. Что до РФ с ее огромными расстояниями, то мне встречались данные, свидетельствующие о росте в пределах 10−40%. По нашим данным, пассажиропоток в Украине в сегменте бизнес-авиации в 2020 году вырос минимум на 15%.

Рост в Украине произошел во многом за счет пассажиров, ранее летавших бизнес-классом регулярных рейсов. Из тех 9 млн пассажиров, которых не досчитались обычные авиакомпании в Украине, 4−6% - бизнес-класс. А это 360−540 тыс. билетов за весь прошлый год. Существенный процент этих пассажиров не очень чувствительны к цене и могут позволить себе перелет на бизнес-джете.

Стоимость перелета, кстати, вполне оправдана для пассажиров, привыкших летать с комфортом. Например, стоимость билета Киев — Ницца в одну сторону в бизнес-классе Air France или Lufthansa (с пересадкой) составляет 800−1 500 евро и выше. В то же время, перелет на реактивном самолете Dassault Falcon 10 (или аналогичном) для десяти пассажиров по тому же маршруту будет стоить около 25 тыс. евро. Т. е. билет для каждого пассажира обойдется не более чем в 1,5−3 раза дороже бизнес-класса — при этом мы говорим о прямом рейсе, который можно забронировать в тот же день.

Бизнес-авиация в Украине

В настоящее время в нашей стране летают бизнес-самолеты, которые можно отнести к трем группам: частные, корпоративные и собственно бизнес-джеты.

Многие частные владельцы в Украине имеют воздушные суда и пользуются ими в собственных интересах. Также есть крупные компании, которые располагают собственными самолетами для обеспечения корпоративных потребностей. И, конечно же, есть бизнес-авиация в узком значении — это система перевозок в режиме «авиатакси».

По имеющейся у меня информации в Украине более-менее активно эксплуатируются около 150 самолетов в режиме «авиатакси» (чартеров). Эти самолеты относятся к одной из трех категорий: ближнемагистральные (дальность полета 1,8−3 тыс. км), среднемагистральные (дальность 3−10 тыс. км), дальнемагистральные (дальность более 10 тыс. км).

Почти все эти самолеты зарегистрированы не в Украине — они принадлежат иностранным компаниям, оказывающим услуги «авиатакси» для клиентов по всему миру, в том числе и у нас. То же самое касается и частного владения бизнес-джетами — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины вы вряд ли найдете борта, на которых летают обеспеченные украинцы и которые часто попадают в объективы споттеров.

Среди единичных исключений — реактивные Hawker 800XP/850XP (на 8 пассажиров) авиакомпании «Роза ветров», которые используются для деловых чартеров.

Пассажиропоток в Украине в сегменте бизнес-авиации в 2020 году вырос минимум на 15%

Все самолеты, зарегистрированные в Украине, оформлены на юрлица — таких компаний, занимающихся частными авиаперевозками, в нашей стране около 50. Большинство из них были созданы из-за невозможности зарегистрировать самолет на физлиц — сертификат летной годности, который должен быть у каждого воздушного судна, выдают только авиакомпаниям.

Для хранения и обслуживания частных самолетов во всем мире используется инфраструктура FBO (Fixed Base Operator — провайдер наземной инфраструктуры). FBO — это место базирования самолета, инфраструктура (выделенная площадка с ангарами), как правило, в пределах более крупного аэропорта. Кроме терминала, для бизнес-авиации необходимы спецперрон, свое оборудование и спецтехника (например, свой тип буксировщиков, заправка).

К сожалению, в Украине почти нет достойных примеров FBO. Из исключений можно назвать ангар для хранения и обслуживания самолетов бизнес-авиации, построенный за счет инвестиций DCH на базе временного терминала аэропорта «Харьков», стоянку для бизнес-джетов в аэропорту им. Сикорского (Жуляны), оператором которой является компания «Мастер-Авиа», да еще пару примеров. Многие же украинцы хранят свои самолеты, что называется, где придется — например, в маленьких польских приграничных аэропортах. Кстати, инвестиции в FBO в Украине — очень перспективный бизнес, на мой взгляд.

Для коммерческого управления самолетами используется авиакомпания бизнес-авиации (оператор). А продажей рейсов, бронированием и общением с ВИП-пассажирами занимается либо сама бизнес-авиакомпания (оператор), либо компания-брокер, либо турфирма.

Возвращаясь к частным и корпоративным самолетам, отмечу, что владеть самолетом — дело непростое, и если вдруг вы в числе таких счастливчиков, то вам нужно фактически оформлять его на авиакомпанию, поскольку нормативные требования к любому коммерческому полету будут такие же, как к обычному пассажирскому рейсу.

И, разумеется, держать самолет на земле невыгодно — он должен летать. Многие владельцы для снижения издержек разрешают использовать свои самолеты для частных полетов других желающих. Самолет отдают в управление оператору, и он принимает заказы и управляет всеми бронированиями. Для владельца это не заработок, а удобное снижение расходов.

Что ожидает бизнес-авиацию в 2021 году?

В июне 2021 года Украина и Европейский Союз должны подписать договор об общем авиационном пространстве. После вступления этого документа в силу, украинские самолеты — и бизнес-джеты в том числе — смогут летать в любой аэропорт ЕС, имея только соглашение от аэропорта.

В результате у украинских владельцев появится стимул для регистрации своих ВС на территории Украины, а не в ЕС и в офшорах. В настоящее время со стороны некоторых клиентов мы видим заинтересованность в начале регистрации парка воздушных судов в Украине.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X