Кризис в Казахстане. Что будет с ритейлом, уйдут ли из страны международные сети?

9 января 2022, 12:40

Ждать ли массового закрытия торговых сетей в Казахстане?

Массовые протесты в Казахстане с каждой минутой приобретают все более критичный характер. Парализована работа банков, торговли, отсутствует интернет и и нестабильно работает мобильная связь. Это, несомненно, скажется на ритейле — как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Сейчас ритейлеры уже считают убытки в связи с погромами магазинов и кражами товара. Но приведет ли сложившаяся ситуация к тому, что ритейлеры начнут массово закрываться, а международные торговые сети уйдут с рынка?

Видео дня

Начнем с критично важного для ритейла — товарных запасов и убытков в связи с их кражей. Политическое противостояние в Казахстане сопровождается не только штурмами правительственных зданий, но и мародерством в магазинах и ТРЦ, в первую очередь страдает стрит-ритейл. Большинство ритейлеров в мире не застрахованы от кражи товара и порчи имущества в случае войны, оккупации или массового протеста. В мировой практике военные действия, народные восстания, захват власти и теракты традиционно относятся к форс-мажорным обстоятельствам, и по ним в основном нет компенсации. В большинстве своем все убытки идут в списание: то есть каждый ритейлер сам несет ответственность за сохранность своего товара в случае форс-мажора. Вспомните, сколько убытков понесли ритейлеры из-за конфликта на Донбассе — АТБ, Метро Кеш энд Керри, МакДональдс и другие.

Второй важный вопрос — как изменится ритейл страны, продолжат ли работу магазины и торговые сети или они начнут массово закрываться. Если говорить о международных сетях, то разорение магазинов мародерами — не повод сворачивать бизнес и отказываться от развития в стране. Конечно же, многое будет зависеть от характера и продолжительности конфликта, а также от дальнейшей оценки инвестиционных рисков работы.

На данный момент что-либо прогнозировать еще рано. К тому же, ритейл Казахстана в большинстве своем представлен местными компаниями и бизнесами, работающими по франшизе международных брендов, и только небольшая часть иностранных компаний имеет собственные официальные магазины. Первым пострадает малый торговый бизнес. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от запаса прочности каждого ритейлера, продолжительности кризисной ситуации, а также скорости реакции ритейлеров. Например, некоторые торговые компании, представленные в Казахстане, имеют опыт на востоке Украины: Метро Кеш энд Керри, группа компаний MTI (в Казахстане представлены брендами «Интертоп», Armani, Pandora). Рекомендация в данном случае одна — оперативно закрыть двери магазинов, забить витрины фанерой и вывезти материальные ценности до решения ситуации.

Показать ещё новости
Радіо NV
X