Темные века высоких технологий

0 комментировать
Существует распространенное мнение о том, что любой бизнес страдает от государственной регуляции. И отчасти с ним, конечно же, нельзя не согласиться

В передовых мировых государствах уже давно взят вектор на дерегуляцию бизнеса и рост макроэкономических показателей наглядно демонстрирует выгоды от подобного курса.

Однако в Украине часто забывают о том, что периоду дерегуляции в подавляющем большинстве случаев предшествовало время необходимых мер контроля со стороны государства, и выработки правил игры на рынке. Именно этот период позволял создать цивилизованные условия работы для любого бизнеса и заставить корпорации не только гнаться за собственной прибылью, но также учитывать интересы клиентов. И даже кооперироваться и конструктивно коммуницировать с конкурентами.

К сожалению, украинский рынок мобильной связи еще далек от "Просвещения" и скорее находится сейчас на стадии феодальной раздробленности. У каждого феодала (читай - мобильного оператора) есть свои "земельные наделы", в которых он может творить все, что угодно, вне зависимости от желаний и требований своих вассалов. Наделы эти перемежаются "спорными территориями", где ведутся нешуточные бои за право контролировать их. И над всем этим стоит наблюдающий, но не вмешивающийся в дела феодалов, герцог (его роль выполняют в данном случае государственные органы). Который и хотел бы повлиять на ситуацию, но не может, и вынужден лишь аккуратно и точечно давать рекомендации, опираясь только на свой авторитет.

Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы эта ситуация изменилась и на рынке наступила эпоха цивилизованных отношений. Но, к сожалению, прежде чем перейти в ХХ век, век прогресса и демократии, человечество вынуждено было пройти через XVII, XVIII и XIX века – века реформаций, империй и катастроф. Конечно, можно удовлетвориться лишь полумерой, провести своего рода Реформацию. Но необходим комплексный подход, с пониманием целей, средств и стратегического развития ситуации.

Именно переходу к новой системе координат, новой ступеньке развития рынка способствует рассматриваемый сейчас в парламенте законопроект №3549-1 Об электронных коммуникациях. Основной его целью является создание прозрачных условий работы на рынке и укрепление роли государства как честного арбитра, способного в нужный момент остановить нечестную игру. Следует отметить, что те меры, которые предлагаются к введению данным законопроектом, не только основываются на европейском опыте, но и учитывают современную конъюнктуру украинского рынка. Так, например, он не даст мобильным оператором злоупотреблять ценами на свои услуги, введет эффективные штрафные санкции за нарушение законодательства (согласитесь, современные штрафы, часто не превышающие и тысячи гривен, выглядят просто смешно на фоне миллиардных доходов операторов связи, часть из которых может быть получена, прибегая к злоупотреблениям), а также предоставит регулятору не только обязанности, но и полномочия влиять на рыночную ситуацию, исправляя нарушения.

Последний тезис видится мне наиболее прогрессивным, несмотря на его кажущуюся опасность для бизнеса. Да, бизнес должен будет научиться отвечать за свои поступки.

Но это ли не признак цивилизованного общества? Конечно, у насесть АМКУ, единственный на сегодня орган, способный проанализировать рынок и устранить злоупотребление и сейчас он как раз расследует одно из таких злоупотреблений. Понятно, что это довольно сложное и глубокое расследование, на него уходит много времени, в течение которого злоупотребление продолжается. Решения, вынесенные на основании этого расследования, может точечно решить одну из проблем, существующих на рынке, устранить один из видов недобросовестной конкуренции. Но это не решит проблему в целом. С принятием же законопроекта отраслевой регулятор, который хорошо ориентируется в рынке, сможет осуществлять ex-ante регулирование: предупреждать такие последствия, работая на опережение.

Я никогда не соглашусь с теми, кто говорит о том, что этот законопроект противоречит Соглашению об ассоциации и Директивам ЕС, как об этом говорят все противники законопроекта. Тот, кто хотя бы раз читал Соглашение и директивы, прекрасно знает, что там есть обязанность Украины навести порядок на рынках связи, в том числе на розничных. А как же это сделать без полномочий регулятора по анализу и возможности устранять злоупотребления на розничных рынках? И между прочим, посмею себе напомнить, что Украина обязалась выполнять эти требования по регуляции, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС.

Так что только при помощи сильного регулятора, способного эффективно решать проблемы на антиконкурентном рынке, мы сможем действительно вывести украинский телеком на абсолютно новую ступень развития. Ступень, где не будет эффекта связанности, где абоненты будут получать услуги по экономически обоснованным ценам и мало того, смогут сами выбрать, у кого их получать. А все операторы смогут на равных условиях вести честную борьбу за рыночную долю. В противном же случае, нас ждут застой и темные века бесконечных попыток обуздания распущенных феодалов.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: