Благодаря коронавирусу. Как происходит цифровая трансформация на рынке кредитования

24 мая 2021, 16:30
В прошлом году 10 миллионов договоров займов заключено удаленно, рост по сравнению с 2019-м составил 12,5%. Что будет дальше?

Пандемия заставила миллионы украинцев пересмотреть свои затраты и способы управления личным бюджетом. Под давлением карантина они оценили удобства безналичных платежей и онлайн-кредитования. В результате этот рынок ответил ростом, несмотря на кризис. Однако есть ли у него будущее или все вернется на свои места после того, как COVID-19 отступит?

Видео дня

Каждый день мы пользуемся преимуществами все более совершенных технологий, стоимость которых постоянно снижается. Нужно купить подарок на день рождения в последнюю минуту, заказать такси или ужин из ресторана — все это можно делать не отрываясь от работы или повседневных дел с помощью смартфона. Сегодня у ребнка в телефоне больше технологий, чем у целых корпораций всего поколение назад. Получая такой простой и комфортный цифровой опыт, клиенты требуют того же и от поставщиков финансовых услуг. Они хотят подавать заявку на кредит без общения с оператором и получать деньги в течение считанных минут.

Цифровое кредитование — новый этап, который предполагает более высокий уровень взаимодействия с финтех экосистемой и клиентом. Потребитель получает быстрое и легкое обслуживание благодаря инновациям, минимум бумажной работы и общения с людьми, что важно в карантин.

Финтех-компании гибкие, у них нет унаследованной громоздкой инфраструктуры, как у банков. Поэтому они быстрее внедряют инновации. Это позволяет успешно справляться с кризисными явлениями в экономике. Так, даже с учетом локдауна, небанковскими кредиторами в 2020 году заключено 12,6 миллионов договоров займа, объем услуг составил 88,7 миллиардов гривен. Для сравнения — в докарантинном 2019-м объем выданных кредитов был 72,2 млрд гривен.

Как такое возможно, когда потребительский спрос упал, доходы населения сократились, а люди ограничены в передвижениях? Ответ прост: кредитный бизнес ушел в онлайн. В прошлом году 10 миллионов договоров займов заключено удаленно, рост по сравнению с 2019-м составил 12,5%. При этом, количество офлайн-договоров сократилось на треть.

Онлайн-кредиторов сегодня в стране 85. Однако не всем удалось пережить 2020-й. Рынок проходит через сложный этап трансформации и не каждой компании изменения будут по силам. В краткосрочной перспективе у кредиторов задача научить клиента пользоваться новыми инструментами и показать безопасность цифровых каналов. В долгосрочной — нужно выстраивать бизнес, не полагаясь на офлайн-отделения.

В то же время, уровень цифровой и финансовой грамотности, а также проникновения интернета в Украине не позволяет говорить о том, что нас ждет 100% цифровизация. Клиенты все еще хотят личного общения и персональные консультации. Особенно, когда вопросы касаются такой чувствительной темы, как финансы. Однако тенденции очевидны — управление финансами все больше переходит в сеть. Пока идет переходный период и появилось много гибридных форм, когда клиент получает и онлайн и офлайн обслуживание. Например, некоторые банки и компании предлагают своим заемщикам получить наличные деньги через курьера. Возникают новые гибридные варианты отделений с самообслуживанием.

Рынок небанковского кредитования ощутимо меняется под действием новых законов, смены регулятора и пандемии. В ситуации локдауна все больше клиентов оценили удобства цифровых услуг и хотят сами решать, как управлять финансами. В результате устаревшие затратные бизнес-модели вытесняются новыми подходами — так называемый LendTech, в основе которого инновации, автоматизация и алгоритмы искусственного интеллекта. Однако не стоит забывать, что «цифра» сама по себе не решение всех проблем, важна гибкость управления и адаптивность на рынке, где залогом успеха остается скорость реакции и трансформации под потребности клиента.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X