У бизнеса в Украине нет ресурсов для инвестирования. Стоит ли рассчитывать на банки?
Кризис 2020 года в Украине стал прежде всего кризисом инвестиций
Кризисное падение инвестиций в течение 2020 года в Украине было значительно глубже, чем в странах ЕС. Однако, украинский центробанк не может поддержать кредитование политикой количественного смягчения, как развитые страны, так как проблема не в недостатке ликвидности, а в небольшом количестве качественных заемщиков. Рассматриваем, какие сектора являются наиболее привлекательными для украинских банков, несмотря на пандемию.
В 2020 году падение инвестиций в Украине было впечатляющим как в исторической перспективе, так и в международном сравнении. Данных за полный год еще нет, но за первые три квартала инвестиционный спрос (под ним подразумеваем «валовое накопление основного капитала») упал на 23% по сравнению с первыми тремя кварталами 2019 года. Сокращение капиталовложений снижает потенциал для развития экономики в будущем.
Падение инвестиций в Украину было значительно выше, чем в соседних странах, и в частности в странах ЕС (рис. 1). Это означает снижение и без того низкой конкурентоспособности отечественной экономики (одновременно потребление и экспорт в Украину сократились значительно меньше, чем в странах ЕС).
Доля инвестиций в ВВП за первые три квартала 2020 года составила 12,6% (в соответствующем периоде 2019 — 16,2%). Для сравнения, в странах ЕС такая доля составляет около 22%. Итак, кризис 2020 года для Украины стал прежде всего кризисом инвестиций.

Инвестиции в Украину сократились прежде всего в частном секторе. Государственные инвестиции были на высоком уровне, в частности, из-за увеличения расходов на обновление инфраструктуры. Около 90 млрд грн, что составляет почти 2% ВВП, было потрачено только на дорожное строительство, поскольку правительство решило применить «кейнсианский» рецепт выхода из кризиса — то есть повышение государственных расходов. Инвестиции в инфраструктуру, безусловно, способствуют будущему экономическому развитию, но мультипликатор активности в строительной отрасли довольно невысокий (например, Национальный банк оценил его на уровне 0.96).
Почему в развитых экономиках инвестиции упали меньше, чем в Украине? Какую роль сыграло кредитование?
Коронакризис почти не повлиял на долю инвестиций в ВВП в большинстве европейских экономик. Статистическим объяснением является опережающее падение потребления населения в этих странах. Другой фактор — количественное смягчение и фискальные стимулы. Это как прямые субсидии предприятиям и домохозяйствам, так и косвенные — выкуп акций или облигаций предприятий на рынке центральными банками. Эти меры поддержали стоимость фирм и обеспечили их операционную и инвестиционную активность.

Впрочем, для развитых экономик улучшение балансов компаний благодаря количественному смягчению не было самоцелью. «Здоровые» балансы помогали нивелировать кризисные риски и сохранить темпы кредитования. Кредитование традиционно играет значительную роль в инвестиционных процессах развитых стран. При этом в структуре кредитов преобладают долгосрочные ссуды. Например, в Австрии и Франции кредиты корпорациям со сроком более 5 лет составляют 33−36% ВВП и 63−64% в совокупном объеме кредитов. Этому способствуют низкие (реальные) кредитные ставки.
Безусловное сравнение ситуации в развитых странах и Украине является несколько наивным, поскольку слишком сильно отличается структурные условия этих стран. И все же в Украине 51% кредитов корпорациям имеют продолжительность до 1 года (целью такого кредитования преимущественно является решение текущих потребностей предприятий), а доля долгосрочных (инвестиционных) кредитов со сроком более 5 лет составляет меньше 3% ВВП (рис. 2 и 3).

В отличие от стран ЕС, в Украине главным источником финансирования инвестиций являются собственные средства предприятий (около 70%). Высокая зависимость от прибыли позволяет легко понять причины падения инвестиций в 2020 году — падение прибыли или даже убыточность лишают возможности инвестировать. То есть инвестиционный кризис в Украине вызван не только пессимистическими ожиданиями и сокращением сбережений, но и отсутствием средств для инвестиций. В 2019 году только 7,5% инвестиций были обеспечены займами.
Кого и за сколько кредитуют банки в Украине?
Для ответа на этот вопрос мы рассматриваем данные НБУ о новых кредитах, предоставленных нефинансовым корпорациям. Мы сравниваем объемы выданных кредитов (рис. 3) и ставки по ним (рис. 4) зао 2020 и 2019 годы.
Торговля остается главным заемщиком — торговые предприятия в 2020 году получили 65% новых выданных кредитов по сравнению с 62% в 2019 году. Объем выданных торговли кредитов вырос на 112 млрд грн (8%). Снижение ставок для сектора торговли с 14% до 9% годовых отражает его относительную устойчивость к кризису. Действительно, розничный товарооборот в 2020 году вырос на 8.4%, оптовый — на 2.9%.
Следующим по абсолютному приросту кредитования стало направление курьерской деятельности: кредиты для предприятий транспорта, почтовой и курьерской деятельности в 2020 году выросли на 82 млрд грн по сравнению с прошлым годом. В относительном измерении рост составил 56%. Наконец, на 44 млрд грн (46%) выросло кредитование сельского хозяйства. Здесь существенно помогла программа 5−7-9. Агропредприятия были ее главными бенефициарами и в рамках программы получили возможность рефинансировать предыдущие кредиты под 0%. Рефинансирование предыдущих кредитов составило 62% из выданных за 2020 год по программе 17.4 млрд грн.


Сравнительно небольшим было кредитование добывающей промышленности (23 млрд грн в 2020), однако его объемы росли высокими темпами (93% за год). Зато объемы финансирования перерабатывающей промышленности сократились на 42%, до 257 млрд грн.
Кредитование гостиничной и ресторанной деятельности, сектора досуга, спорта и других услуг в 2020 году значительно снизилось прежде всего из-за уязвимости этих секторов в эпидемиологических ограничениях.
Одним из факторов различных процентных ставок для различных секторов является рентабельность отрасли (рис. 5). Более прибыльные направления получают кредиты по более низким ставкам.

Как сдвинуть с места инвестиционное кредитование: что монетарная политика может, а что ей не под силу?
В марте 2020 года Национальный банк Украины ввел долгосрочное рефинансирование (на период до 5 лет). Такой механизм должен был оказать поддержку банковскому кредитованию, усилив эффект других мероприятий, таких как снижение учетной ставки до 6% годовых и внедрение стимулирующих нормативов резервирования. Эти изменения дали определенный толчок кредитованию нефинансовых корпораций на срок более одного года.
Рискованность и непрозрачность бизнеса является не только преградой для нетрадиционных монетарных инструментов, но и ограничивает эффективность дальнейшего снижения учетной ставки. Как видно из рис. 4, кредитные ставки для многих отраслей в 2019 году были ниже учетной ставки НБУ, а в 2020 году очень близки к учетной ставке.
Поэтому для дальнейшего удешевления кредитования только монетарного смягчения недостаточно. Нужно вводить меры, которые снизят другую составляющую ставки — кредитный риск. Это прежде всего меры, направленные на улучшение качества институтов в Украине — построение эффективной судебной системы для эффективной защиты прав собственности. А также снижение политического вмешательства в бизнес и коррупции.
Статья предоставлена VoxUkraine