Какая польза бизнесу от роботов

0 комментировать
Мало кто знает, но многие широко известные технологии, повсеместно используемые в быту, появились благодаря инвестициям Пентагона

К примеру, американские военные разработали дронов – крошечных квадрокоптеров, способных огибать препятствия без помощи человека-оператора, но при этом достаточно мощных, чтобы нести датчики; Google Earth был изначально разработан венчурным подразделением ЦРУ и продан Google в 2004 г.; гуманоидный робот с руками, ногами и зрительной системой Atlas был создан компанией Boston Dynamics в рамках конкурса робототехники под патронатом Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США; а робот-пылесос Roomba был разработан компанией iRobot на основе системы для создания роботов-саперов по заказу Министерства обороны США.

Но монополия Пентагона в этой области давно утеряна. Министерство обороны США тратит 12,5 млрд долларов на научно-технические разработки, что на порядок меньше, чем ведущие отраслевые компании. Таким образом, сегодня направление для развития технологий будущего диктует исключительно рынок и потенциальный спрос со стороны потребителей. Поскольку спрос теперь наблюдается практически во всех сферах современной жизни, соответственно и у роботов появился гораздо более широкий спектр способностей, необходимых современному человеку. Итак, насколько же современная робототехника далеко ушла от представлений Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и других мировых фантастов, и в каких сферах сегодня роботы могут заменить людей?

Роботы: будущее или настоящее?

Дэвид Мосс (David Moss), соучредитель и технический директор компании Blue Prism, выступая в рамках проекта TEDxUCL, размышляя на тему использования роботов в бэк-офисе, заявил: «Прежде всего, не стоит представлять себе робота с руками и ногами, который работает на компьютере, сидя в офисном кресле рядом со своим коллегой. Лучше представьте себе фортепиано без пианиста. Останутся и инструмент, и произведение, только пианиста уже не будет, потому что мы учим фортепиано исполнять произведение самостоятельно». Таким образом, звучит та же музыка, но уже без участия человека.

Действительно, в большинстве случаев роботы – это системные программы, настроенные выполнять определенные задачи в электронном пространстве. И главным драйвером, стимулирующим разработку таких роботов, являются корпорации, стремящиеся автоматизировать свои рутинные, повторяющиеся задачи. На протяжении последних 30 лет мы ежедневно наблюдаем, как производственные компании, например, в автомобильной индустрии, интернет-компании, например, Amazon и Google, все активнее используют роботов для автоматизации производства или процесса упаковки и доставки товара. В то же время использование роботов в бэк-офисных процессах встречается все еще достаточно редко.

Но и в задачах, требующих применения интеллекта, роботы с успехом заменяют людей. Испытания и практика использования искусственного интеллекта не оставляет сомнений в том, что роботы успешно справляются и со стратегическими задачами. К примеру, британская компьютерная компания DeepMind (с 2014 года принадлежит Google) использовала искусственный интеллект (ИИ), основанный на машинном обучении, чтобы научить компьютер играть в стратегические игры. Таким образом была разработана система AlphaGo. Победитель многочисленных профессиональных чемпионатов Ли Седоль (Lee Sedol) после игры го с компьютерной программой, отметил, что “у него нет слов”, и добавил, что машина AlphaGo играла “практически идеально”». Надо отметить, что го считается гораздо более сложной игрой для компьютера, чем шахматы.

Если ИИ может победить в стратегической игре го, а роботы могут строить автомобили, то вспомогательные офисные задачи также могут выполняться машинами. В отчете компании Deloitte, составленном на основании изучения рынка Великобритании, говорится, что в ближайшие двадцать лет будут автоматизированы около 35% всех рабочих мест и с очень высокой долей вероятности около 20% бизнес-услуг перейдет на обслуживание роботами. Это сопоставимо с примерно 1 млн рабочих мест. Интеллектуальная автоматизация коснется целого ряда отраслей и исчезновения целых профессий. Организации, работающие на грани прибыльности, воспользуются любой возможностью уменьшить затраты и увеличить производительность. Успешные бизнесы также заинтересованы в автоматизации для усиления своих конкурентных позиций на рынке. И выиграют те, кто начнет эти процессы первыми.

Почему столько шума вокруг RPA?

И хотя роботизация бизнес-процессов звучит достаточно фантастически, на самом деле эту революционную технологию можно безболезненно внедрить. С одной стороны, роботизация не меняет сам процесс, она всего лишь автоматизирует рутинную работу, а с другой — инструменты роботизации можно беспрепятственно внедрить, не меняя существующие компьютерные системы. Решения, используемые для роботизации процессов, являются кроссплатформенными, поэтому их можно применять к любым системам, используемым людьми для выполнения какой-либо задачи. При этом автоматизация может быть выполнена силами операционных подразделений, а требования для привлечения ИТ-специалистов достаточно низкие.

Можно начать с малого: роботизацию процессов можно внедрять постепенно – для достижения положительных результатов необязательна полная автоматизация. Обычно так можно добиться снижения затрат при меньших капиталовложениях в более короткие сроки, по сравнению с традиционной автоматизацией информационных систем.

Программирование почти не нужно: решения, используемые для роботизации, нацелены на описание процесса, выполняемого персоналом вручную. Менеджеры, отвечающие за бизнес-процессы и прекрасно в них разбирающиеся, могут сами создавать и изменять инструкции для роботов для достижения большей эффективности или автоматизации дополнительных компонентов.

Принципы автоматизации рабочих процессов

Предположим, в некоем Объединенном Центре Обслуживания (ОЦО) изо дня в день сотни людей делают одну и ту же работу, повторяя одну и ту же последовательность действий на компьютере.

а) Как научить компьютер выполнять задачи без вмешательства человека? Чтобы воплотить эти планы в жизнь, начинать нужно с малого, научив робота простым навыкам, которые присущи человеку, и пройти путь, развивая навыки и возможности роботов для автоматизации наших организаций.

б) Каковы же дальнейшие шаги на этом пути? Сначала нужно вызвать интерес в разных частях компании и у различных ключевых сотрудников, потом нужно определить области, в которых применение роботов привело бы к самым лучшим и быстрым результатам. Для этого нужно определить, какими навыками компьютерный робот владеет лучше всего, а также в каких сферах мы можем эти навыки применить.

Как уже отмечалось, роботизировать можно  любую задачу, которая основывается на правилах, повторяется и имеет определенный масштаб. Для их решения роботы могут применять один из семи основных своих навыков (детальнее – в таблице).

в) Остается принять решение, и выбрать такого поставщика услуг RPA, который лучше всего соответствует политике, стратегии и целям организации.

г) Затем можно тестировать и опробовать один или несколько пилотных проектов, чтобы доказать ценность роботизации, а потом уже в полном масштабе внедрить виртуальную команду роботов, которые обеспечат автоматизацию многочисленных однообразных процессов в разных направлениях деятельности вашей организации.

Применение роботом одного или нескольких навыков принесет нам потенциальные выгоды по сравнению с обработкой вручную, а именно:

  • Большая эффективность и производительность, поскольку работа будет выполняться быстрее и 24/7, а расходы на содержание штата и офисного пространства уменьшатся
  • Повышение точности и улучшение качества благодаря надежной, проверенной и предсказуемой работе
  • Контролируемость благодаря централизованной конфигурации и ведению журнала операций

У вас также будет возможность менять масштаб автоматизации и добавлять роботов в случае необходимости, освобождая таким образом людей от однообразных задач и давая им возможность переключиться на более сложные и творческие задачи. Так мы улучшаем психологический климат в коллективе и демонстрируем, что организация ценит способности и таланты своих сотрудников.

Роботы в «Делойте»

Для освоения этой инновационной технологии «Делойт» начал с роботизации собственных процессов. Наши коллеги в ОЦО в городе Милтон Кейнс в Британии используют роботов в трех основных бизнес-функциях:

  • Персонал – онбординг сотрудника в  системе SAP; подготовка контракта; обработка запросов на предоставление референс-писем
  • Управленческая отчетность – Подготовка ежемесячного отчета по WIP
  • Проектное управление – Закрытие проекта в SAP; внесение изменений в информацию о проекте в SAP

Компания «Делойт» в Украине выполнила проект по роботизации расчета заработной платы. Он соответствовал всем критериям – изолированный повторяющийся процесс, который регулярно происходит и подчиняется определенному четкому алгоритму.

Как результат, робот в течение 2-3 часов выполняет задачу, на которую наш сотрудник тратил более 10 часов рабочего времени. Вероятность погрешностей и ошибки в расчетах значительно ниже. А в задачи человека теперь входит предоставить роботу табель учета рабочего времени, выполнить контроль расчета, проверив ключевые параметры, и провести подготовленный роботом документ в учетной системе. Постепенно наша виртуальная команда роботов растет. К примеру, сейчас заканчивается внедрение робота, который проводит мониторинг интересных для нас новостей, высвобождая время людей для решения других задач. Мы и дальше продолжаем выбор и автоматизацию процессов, в которых применение роботов принесет нам ощутимые результаты.

Выводы

«Роботизация потенциально может столь же коренным образом изменить рабочие места современности, сколь машины изменили фабричные цеха во времена промышленной революции. И роботизированная автоматизация процессов (Robotic Process Automation, RPA), и интеллектуальная автоматизация (Intelligent Automation, IA) потенциально могут повысить эффективность бизнес-процессов, правда, совершенно разными путями. Оба варианта имеют значительные преимущества над традиционно применяемыми в IT подходами».

Перед руководителями многих сервисных организаций стоит следующая задача: добиться повышения производительности и улучшить показатели без увеличения штата. Сегодня решением данной проблемы является RPA. Стройте большие планы, представляя, как ваши менеджеры координируют работу роботов, которые выполняют однообразные задачи вместо людей, пока люди занимаются ценными задачами, которые требуют человеческого участия и направлены на повышение качества предоставляемых клиентам услуг. Начинайте с малого, используйте пошаговый подход, начиная с понимания, что роботы могут автоматизировать, а что нет. Роботизация хорошо работает на однообразных, предсказуемых, но в то же время важных процессах. Начните с малого, используйте несколько роботов, а потом нарастите их количество. Это путешествие, которое нужно прожить, и начинается оно с автоматизации простых задач, которые уже сегодня по силам роботам, но дальнейшее развитие когнитивных технологий и искусственного интеллекта приведет к повсеместной диджитализации уже завтра и использованию когнитивного принятия решений в ближайшем будущем.

 


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: