Не спешите увольнять маркетолога

1 апреля 2020, 18:00

Кризис — это время возможностей не для всех. Он на руку только тем, кто принимает новую реальность и понимает: так, как вчера, уже не будет

Классическая ошибка бизнеса во времена зарождения внешнего кризиса — сокращать расходы на маркетинг. Но ведь для того, чтобы бизнес жил, ему нужны клиенты.

В кризис покупательское поведение людей меняется, и задача маркетолога — не сворачивать бюджет, а внимательно наблюдать за потребителями и принять то, что своего клиента теперь нужно изучить заново — он и его поведение изменилось, его портрет стал совершенно другим.

Видео дня

Поэтому сейчас самое время анализировать и перестраивать запланированные ранее маркетинговые кампании.

Например, если раньше бактерицидные лампы были нужны медицинским учреждениям и мамам с маленькими детьми, то сейчас, при правильной коммуникации, этот бизнес смог за месяц получить годовую прибыль, ведь его аудитория значительно расширилась.

Ответьте на вопрос: кто теперь ваша целевая аудитория? Кто покупает ваш продукт? Не секрет, что кризис переделит рынки и клиентов. Например, люди и компании переходят в режим экономии и начинают покупать товары другой ценовой группы. Если бренды свернут свои маркетинговые активности, как людям, которые хотят переключиться на новую ценовую нишу, выбрать для себя новый бренд? Что покупать и кого выбирать в сложившейся ситуации?

Трансформируйте бренд под новые запросы аудитории

Следующий вопрос: чем ваш продукт может быть полезен аудитории в ситуации, когда начинается экономический кризис и растет страх на фоне распространения вируса? Возможно, пришла пора «переупаковать» свой продукт под новые запросы или трансформироваться и внедрять новые услуги? Помните: пока одни рынки сворачиваются, другие начинают расти.

Например, украинский видеосервис MEGOGO почувствовал новую потребность аудитории и добавил в библиотеку бесплатного контента новые фильмы, сделал скидки на премьеры и наградил пользователей кешбеком в 20%. Таким образом сервис удержал пользователей от просмотра пиратского контента, а также привлёк новую аудиторию и использовал возможность приучить потребителя к тому, что вместо похода в кинотеатр фильмы за небольшие деньги можно смотреть дома.

Мы привыкли считать, что в кризис люди меньше покупают. Но меньше покупают потому, что бизнес не перестроился на новых покупателей, не адаптировал свой продукт и не внедрил актуальные инструменты маркетинга и PR. Те компании, которые это понимают и не сворачивают маркетинг, получают новых клиентов. Именно они — подтверждение пресловутой теории о том, что «кризис = возможности». Хорошим примером сейчас служит коллаборация интернет-супермаркета Rozetka, сети «АТБ» и компании «Новая почта», которые запустили совместную доставку продуктов питания на дом.

Ситуативный спрос обманчив и не дает долгосрочного эффекта. Выстраивайте коммуникацию вдолгую и подпитывайте лояльность к своему продукту

Ситуативный спрос не дает долгосрочных эффекта и прибыли

Не будем забывать также про ситуативный спрос, например, на пресловутую гречку и туалетную бумагу. Если ваш продукт по каким-то причинам стал востребован, не нужно почивать на лаврах и отказываться от маркетинга. Снимать сливки долго не получится, а как потом работать с аудиторией и удерживать успех?

Если вы сегодня заработали просто потому, что «поймали хайп», помните, что уже завтра ваши продажи упадут. Грубо говоря, если вы крупный производитель защитных масок, который думает, что на протяжении всего карантина их будут покупать и без рекламы, то уже через неделю-две высокого спроса конкуренцию вам составят сотни маленьких предприятий, которые быстро перестроились под тренд и вложились в маркетинг. Как сегодня: мы уже видим в диджитал-рекламе сотни предложений масок на любой вкус.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Ситуативный спрос обманчив и не дает долгосрочного эффекта. Выстраивайте коммуникацию вдолгую и подпитывайте лояльность к своему продукту. Клиент купил ваш товар, потому что его вынудили обстоятельства, но при правильной коммуникационной стратегии он останется с вашим брендом и тогда, когда настанут новые времена.

Не бойтесь меняться

Дифференцируйтесь, предлагайте новые продукты, трансформируйте свои сообщения новым аудиториям. Кейсы в самых разных сферах подтверждают, что это правильный путь.

Если уж французский конгломерат LVMH (Louis Vuitton Moet Henessy) временно перепрофилировал три своих завода по производству духов на производство санитайзеров, чтоб помочь в борьбе с вирусом, то точно пора отбросить страх и мыслить новыми категориями.

Аналитика показывает, что в кризис обычно закрываются те, у кого не было финансового резерва и готовности гибко менять свою маркетинг-кампанию. После кризиса мы не увидим, наверное, ни одной отрасли, которая бы умерла полностью. Например, во время финансового кризиса 2008 года закрылось много банков, но ведь банковский сектор не умер. У выживших была правильная стратегия во многих аспектах, в том числе и маркетинге.

В 2008—2009 годах мы работали с «ИндустриалБанком» и увидели, что при всей нестабильности финансовой системы наиболее надежной точкой входа в банк и возврата депозитов были отзывы о нем сотрудников. Люди готовы были разместить депозит, если владели инсайдерской информацией от «знакомых своих знакомых, которые работают в банке».

Стало очевидно, что нужно сконцентрироваться на внутрикорпоративном пиаре, чтобы на фоне частичного сокращения персонала повысить лояльность и обеспечить позитивное сарафанное радио от сотрудников. В результате внутрикорпоративный пиар помог в решении задачи уменьшения оттока депозитов. Проведение акции «Возобнови досрочно разорванный депозит и получи все проценты без потерь» вместе с образовательной коммуникацией, поясняющей в цифрах выгоду данного решения, позволили вернуть часть отозванных депозитов. Да, пришлось быстро перестраиваться и придумывать нестандартные решения, но банку это помогло.

Три правила поведения в кризис

Первое правило касается реагирования на повестку дня: не быть вторичным. Не бойтесь быть первыми, реагируйте быстро, а не подхватывайте инфоповод и идею после десяти предшественников.

Второе правило: чувствовать меру. Шутки в рекламных сообщениях на грани фола и этических норм — вовсе не то, что нужно для развития вашего бизнеса во время кризиса и при обостренной чувствительности людей.

Третье правило: вашим критерием должна быть польза от любой придуманной активности. Думайте не о том, что вы хотите рассказать о бренде, а что сейчас важно и полезно получить потребителю и как это можно увязать с вашим брендом.

И еще немного о возможностях маркетинга сегодня

С наступлением пандемии и карантина мы попали в уникальную ситуацию, когда все активное население не только страны, но и мира усадили за компьютеры и работу из дому. Люди начали потреблять контент в десятки раз активнее, и, разумеется, это лучшее время, чтобы активизироваться онлайн.

Что ищут люди? Фильмы, новости, образовательные курсы, игры, позитив и так далее. Давайте рекламу на релевантных площадках, чтобы оставаться в поле зрения аудитории, наполняйте каналы коммуникации полезной информацией от своего бренда. Сейчас стало возможным достучаться даже до той желанной аудитории, которая обычно была труднодоступной — платежеспособных активных людей, которые не смотрят телевизор и сознательно ограничивают потребление социальных сетей. Сегодня они, как никогда ранее, вынуждены находиться в сетях, и, соответственно, смогут вас услышать, увидеть вашу рекламу перед фильмом, оценить и запомнить вашу позицию в непростые для всех времена.

Сохраняйте спокойствие, собирайте свою маркетинг-команду на стратегическую сессию, привлекайте специалистов и создавайте новую реальность для своего бренда. Когда от волны не укрыться, лучше ее оседлать.

Показать ещё новости
Радіо NV
X