Коммуникации здорового человека. Как бизнес отреагировал на коронавирус

17 марта 2020, 16:30
Цей матеріал також доступний українською

Coursera, Lush, Google. Мировые и украинские примеры того, как одни компании помогают унять панику вокруг коронавируса, а другие — используют ее для получения быстрых денег

Компании Google и Facebook запрещают рекламу для перепродавцов санитарных масок по завышенным ценам. Lyft и EO Products кооперируются чтобы обеспечить пассажиров такси средствами дезинфекции. Сервис Pornhub открыл бесплатный доступ к своему премиальному пакету на территории Италии, жертвует деньги на борьбу с коронавирусом и снимает 30-секундный ролик о способах предотвращения болезни.

Видео дня

В то время, как большинство специалистов твердят о замедлении глобальной экономики в связи с коронавирусом, на помощь бизнесу приходят грамотная коммуникация, своевременное реагирование на проблему и адаптация к актуальным потребностям потребителей.

Или не приходят. Так, некоторые компании вместо того, чтобы улучшить продукты и сервис, утвердиться как социально ответственная компания и просто присоединиться к борьбе с общечеловеческой проблемой, пытаются действовать «по-старинке» — просто максимизировать свои прибыли за счет нарастания паники.

Но целесообразно ли двигаться по такой бизнес-стратегией в цифровой экономике, когда скриншоты не горят, а потребитель помнит все?

Положительный контекст бренда в эпоху конца эры традиционного маркетинга — это must для всех компаний, которые соревнуются в мировом контексте. А особенность реалий такова, что даже локальные бренды, чтобы оставаться заметными, должны  «держать марку», непрерывно следовать трендам и соревноваться одновременно со всем миром. Многим местным индустриям в этом плане еще есть куда расти.

Для наглядного примера — много узнаваемых мировых компаний проявили креатив в коммуникации проблемы и сумели «показать человеческое лицо», встретив проблему. Несколько кейсов того, как мировые бренды различных сфер поступили в соответствии со стратегией win-win для триады потребитель-компания-общество.

1. Coursera открыла вузам бесплатный доступ к онлайн-курсам

Самая известная платформа Coursera не только усилила промо курсов, а и присоединилась к помощи традиционным университетам. Так, с 12 марта Coursera открывает для ряда университетов бесплатный доступ к 3800 курсов через платформу Coursera for Campus. Они будут доступны студентам вузов, затронутых эпидемией коронавируса.

По словам главного директора Coursera Lea Belsky, воспользоваться платформой имеют право все мировые университеты, но приоритет будет предоставляться учреждениям стран, наиболее пострадавших от пандемии.

2. Lush предложила бесплатное мытье рук

В перечне мер борьбы с коронавирусом большинство мировых и государственных органов здравоохранения прежде всего вспоминают о необходимости регулярно и качественно мыть руки.

Сеть косметических средств Lush присоединилась к продвижению самого популярного совета, открыв двери для всех прохожих, чтобы те могли зайти и помыть руки бесплатно, чтобы обезопасить себя от угрозы коронавируса.

Lush
Фото: Lush

На окнах сети висят плакаты, приглашающие помыть руки мылом марки без обязательства покупать что-то взамен.

«Самое простое, что можно сделать, чтобы не заразиться вирусом — это регулярно мыть руки. Мы приглашаем всех, кто проходит мимо, сделать это в сети. У нас есть много мыла и много горячей воды», — заявил генеральный директор Марк Константин.

3. Giorgio Armani показал коллекцию без зрителей

Модная индустрия уже начала переживать значимые потери в связи с пандемией. По понятным причинам, особенно убытки задели итальянские бренды.

За две недели до закрытия всех своих бутиков, итальянский дом моды Джорджио Армани устроил свое женское шоу осень/зима 2020 в Милане без аудитории из соображений безопасности здоровья. В воскресенье, 23 февраля, Джорджио Армани обнародовал заявление, в котором заявил гостям не посещать шоу, а вместо этого объявил о его трансляции в прямом эфире на сайте, в Instagram и на страницах Facebook.

В сообщении говорится, что решение было принято для того, чтобы «поддержать национальные усилия по охране здоровья населения» и «защитить приглашенных гостей, чтобы те воздержались от посещения «переполненных пространств».

4. Google предоставляет университетам доступ к премиум-функции Hangouts Meet

Компания Google объявила, что все университеты-подписчики G Suite for Education могут использовать дополнительные средства дистанционного обучения, включая премиум-функции Hangouts Meet до 1 июля 2020 года.

Преподаватели и студенты могут создавать онлайн видеоконференции в системе Google Hangouts Meet, демонстрировать слайды лекций или экран компьютера. К телеконференциям можно добавить до 250 активных участников, а наблюдать стрим через интернет может неограниченное количество пользователей. Конференцию также можно записать для последующего просмотра.

«Мы стремимся поддерживать наших пользователей и клиентов в это сложное время и продолжаем масштабировать нашу инфраструктуру для поддержки большего количества Hangouts Meet, и обеспечивать упрощенный, надежный доступ к сервису в течение этого периода», — говорится в заявлении компании.

5. Венская опера бесплатно покажет свои архивы

Венская государственная опера на время панндемии открыла свои архивы для прямой трансляции.

С 15 марта 2020 года, Wiener Staatsoper бесплатно транслировать записи прошлых спектаклей оперы и балета ежедневно через потоковую платформу www.staatsoperlive.com. Трансляции будут начинаться в 19 (по австрийскому времени) часов и будут оставаться доступными в течение 24 часов.

6. LVMH бесплатно раздаст санитайзеры во Франции

Мировой лидер по производству товаров роскоши LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton переориентирует все свои косметические производственные линии на изготовление санитайзеров.

В воскресенье, 15 марта, владелец LVMH заявил, что компания будет производить большое количество дезинфицирующих средств для рук, чтобы помочь предотвратить дефицит по всей Франции учитывая быстрое распространение коронавируса.

LVMH использовать производственные линии своих парфюмерно-косметических марок для производства большого количества гидроалкогольних гелей с понедельника. Эти гели будут доставлены органам здравоохранения бесплатно.

7. Сервисы нянь предлагают бесплатный уход за детьми 

Киевские сервисы по уходу за детьми Parasolka и BahamaMama предложили бесплатно посидеть с детьми, если родители болеют коронавирусом и попали в больницу.

«В случае, если вы заболеете и вас заберут в больницу, наберите нас и мы присмотрим за вашей малышней. Бесплатно. Мы надеемся, что наш телефон вам не понадобится. Но знайте, что у вас есть на кого рассчитывать, в случае необходимости», — сообщили Parasolka.

8. «Водафон», «Лайфсел» и «Киевстар» отменили плату за роуминг на горячие линии госучреждений

Три мобильных оператора сделали бесплатными звонки в роуминге на телефоны горячих линий госучреждений Украины.

В Министерстве иностранных дел сообщили о договоренности с ключевыми мобильными операторами Украины о бесплатных звонках по роумингу на номера государственных горячих линий относительно распространения коронавируса.

В специальной смс-рассылке граждане Украины за рубежом также получат информацию об обратной связи с органами государственной власти (горячие линии МИД, Минздрава, Правительственного контактного центра и др.) для оперативного решения насущных вопросов.

Как было отмечено выше, к сожалению, не все компании решили выбрать стратегию вынужденных ситуативных потерь, и существенно повысили цены на свои товары или услуги. Несколько примеров из украинского контекста.

Украинский авиаперевозчик МАУ существенно повысил цены на билеты за сутки до закрытия границы

Принтскрин автора
Фото: Принтскрин автора

В МАУ анонсировали увеличение количества авиарейсов в течение двух дней, но вместе с этим резко подняли цены на билеты как эконом, так и бизнес класса. Так, из Лондона в Киев эконом классом в субботу, 15 марта, можно улететь за 9,7 тыс. гривен, в воскресенье — уже за 24,2 тыс. гривен. Аналогичная ситуация с другими рейсами: цены на билеты из Вены в Киев 16 марта — почти 20 тысяч, из Тель-Авива — 28 тысяч, из Парижа — 35 тысяч.

В то же время в Facebook перевозчик обещает в ближайшее время выполнить «максимальное количество регулярных рейсов, большинство из которых в компоновке полный эконом для увеличения вместимости самолетов».

При этом на сайте компания заявила, что «отошла от ручного режима формирования стоимости перелетов много лет назад и не намерена возвращаться к каменному веку». МАУ также отмечает, что главный союзник рост цен на авиабилеты — это паника.

В свою очередь, киевское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета вероятно догадывается, что в каменном веке еще не существовало рыночного ценообразования, поэтому начинает расследование в отношении авиакомпании МАУ из-за сообщения о повышении цен на билеты.

Цены на медицинские маски повысились в сотни раз

Отзывы о случаях с непомерными ценами на медицинские маски начали появляться еще до начала объявления карантина. В частности, в сети супермаркетов Novus продают маски по цене 1200 грн. за упаковку 50 штук. К тому же, на момент написания публикации компания не дала никаких комментариев о причинах повышения цены.

Вместо заключения

Для бизнеса кризис — это возможность построить или укрепить лояльность к бренду за считанные дни — просто благодаря искренним проявлениям человечности. Иногда реализация этой возможности дает результат, который в стабильные времена достигается годами. Именно такой вид «здорового хайпа» заслуживает в долгосрочной перспективе иметь результатом многочисленных преданных клиентов и огромные сверхприбыли — и это касается не только мировых авторитетных брендов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X