Пандемия и развитие женского предпринимательства. Что важно изменить?
Чего не хватает женщинам-предпринимателям, чтобы быстро адаптироваться к новым реалиям.
Мы давно и с определенным оптимизмом наблюдаем, как в обществе меняется отношение к женщинам-предпринимательницам. Вопреки стереотипам, они часто достигают успехов в бизнесе, быстро принимают решения, умеют держать удар, способны предлагать неординарные идеи и имплементировать их в жизнь. Осознание самими женщинами своих деловых качеств тоже меняется — они становятся смелее и все чаще решаются на собственное дело. Однако, пандемия внесла свои коррективы и в женские планы.
Карантинные ограничения существенно повлияли на те отрасли, где традиционно работают предприятия, основанные женщинами: индустрия красоты и здоровья, сфера услуг и мелкая торговля. Согласно исследованию CBR для Visa, у 38% опрошенных женщин-предпринимательниц существенно сократились поступления во время пандемии, а 52% — вообще были вынуждены остановить свою деятельность.
Частично причиной неустойчивого бизнеса являются «невыученные уроки» в прошлом. Из-за нехватки времени, ресурсов или знаний предпринимательницы не всегда уделяли внимание новым вызовам и изменениям трендов. По данным исследования, 86% малых бизнесов, созданных женщинами, до сих пор работают оффлайн, а следовательно, более уязвимыми в нынешних условиях.
В то же время 64% опрошенных обладательниц бизнеса готовы к хотя бы частичному переводу своего бизнеса в онлайн, но не уверены, хватит ли им для этого опыта и ресурсов.
Мы спросили женщин-предпринимательниц, что именно им нужно для восстановления своей работы после снятия карантина и адаптации к новым реалиям и получили такой результат — 85% опрошенных женщин проявили заинтересованность в новых знаниях и практических навыках, которые помогут их бизнесу выйти на новый, цифровой уровень развития.
Важно, чтобы женщины, основывая и развивая собственное дело, адаптировались к новым реалиям, рассматривали кризис как возможность и, соответственно, расширяли сферы своей деятельности. Сейчас бизнес женщин преимущественно сконцентрирован в областях с невысокими доходами, зато бизнес мужчин охватывает перспективные отрасли, такие как IT или экспорт. Мы верим, что ситуация постепенно изменится, и будем делать все необходимое, чтобы благодаря новым знаниям и навыкам вдохновить украинских женщин на непрерывное движение вперед.