Поведенческая экономика. Почему украинцы не выбирают здоровье

22 апреля 2020, 12:00

Предотвращение болезней вместо лечения выгодно для всех. Но это больше зависит от пациентов, чем от учреждений здравоохранения. Как повлиять на поведение украинцев?

Поведенческую экономику в современных медицинских системах используют для пропаганды здорового образа жизни, донорства и полезных привычек. Сейчас, в период карантина, ее достижениями активно пользуются для защиты людей от инфицирования. Так, например, французы должны подписывать декларации, объясняющие их нестандартные передвижения. Исследователь по нейроэкономике, профессор Терри Эймар говорит, что подписывая документ, люди бессознательно начинают относиться к обязательствам серьезнее и это может быть эффективным механизмом. Украине тоже не чужда такая практика. Виктор Ляшко, главный санитарный врач Украины, говорит, что «есть вопросы эпидемиологии, а есть вопросы психологии. Никогда в жизни украинец не поймет, что есть карантин, если можно спокойно выйти и пойти погулять в парке… Когда обрабатываются подъезды дезинфицирующим средством, старики заставляют себя сидеть дома, потому что они еще боятся той химии больше чем коронавируса».

Видео дня

Итак, за счет каких инструментов поведенческой экономики люди принимают нерациональные решения, и как можно воспользоваться ими, чтобы скорректировать поведение людей.

Украина тратит на здравоохранение около 7% ВВП (из них около половины — средства государственного и местных бюджетов). Это меньше, чем в развитых странах. Однако из-за старения населения эти расходы будут расти. В то же время известно, что профилактика гораздо дешевле лечения, но она в основном зависит не от врачей, а от пациентов — ведут ли они здоровый образ жизни? Избегают ли вредных привычек и рискованного поведения? Проходят ли регулярные медосмотры? Очень часто ответ — «нет». Например, более 7 млн человек в Украине курят ежедневно (хотя количество курильщиков сокращается). Также наша страна — среди лидеров по потреблению алкоголя на душу населения.

С рациональной точки зрения невозможно объяснить, почему люди курят, отказываются вакцинироваться или, например, переходят улицу на красный свет. Ведь это повышает риск заболевания или травмы — соответственно, приводит к снижению заработка из-за потери трудоспособности и повышению расходов на лечение. Поведенческая экономика объясняет такое поведение и предлагает способы его изменить.

Главная идея поведенческой экономики заключается в том, что, поскольку наш мозг ленив, как правило люди делают не лучший (рациональный) выбор, а самый простой — то, что первое пришло в голову. Ассоциации, яркие воспоминания, даже числа или образы, которые мы увидели непосредственно перед принятием решения, могут повлиять на наш выбор — и не всегда в лучшую сторону.

Чтобы предотвратить панику, нужно активно распространять материалы, из которых человек может получить правдивую медицинскую информацию, и не ограничиваться специализированными ресурсами вроде сайта МЗ

Поведенческая экономика с помощью экспериментов изучает логические ошибки и предубеждения и дает рекомендации, как их можно использовать для «подталкивания» человека к правильным действиям. Рассмотрим некоторые из этих ошибок и предубеждений и их использование для разработки политики в здравоохранении.

Мы принимаем решение руководствуясь доступными нам знаниями (эвристика доступности). Проблема в том, что наши знания ограничены, и даже специалисты в отдельной отрасли не способны учесть все возможные за и против. К тому же, доступная информация может состоять из фейковых новостей, слухов, рассказов знакомых и тому подобное. Ярким примером такого предубеждения является паника вокруг коронавируса: непроверенная информация преобладает количественно, она является более доступной к тому же эмоционально окрашенной), поэтому и выводы делаются на ее основе.

Чтобы предотвратить панику, нужно активно распространять материалы, из которых человек может получить правдивую медицинскую информацию, и не ограничиваться при этом специализированными ресурсами вроде сайта МЗ. Также срабатывает эффект повторения: чаще мы слышим или видим определенное утверждение, тем больше склонны ему верить. Поэтому качественная информация о здравоохранении должна количественно преобладать над непроверенной. Данные при этом следует подавать в простой, наглядной форме, не ограничиваясь тезисами без аргументации.

Другой пример — при принятии решения люди опираются на информацию, которая первой вспомнилась. Часто она может лишь опосредованно соответствовать поставленной задаче или не соответствовать ей вовсе. Например, антивакцинаторы часто оперируют эмоциональной информацией, поскольку она запоминается легче, чем сухие цифры статистики. Так, встав перед вопросом «Вакцинировать ли ребенка?», человек прежде всего вспомнит о смерти ребенка, которую СМИ связали с вакцинацией, а не о статистике осложнений от болезней.

Поскольку полученные непосредственно перед принятием решения данные оказывают на человека особенно большое влияние, одной из важных задач врача является коммуникация с пациентом, ведь именно после нее пациент обычно делает выбор, который повлияет на его здоровье. Такое общение должно быть одновременно честным и убедительным, четко указывать последствия каждого из возможных вариантов. Например, стоит создавать возможность делать прививки сразу после общения с врачом, чтобы минимизировать риск влияния других источников информации, которые могут привести к неправильному решению.

Следующий эффект — подтверждающее предубеждение. Человека сложно убедить в том, что не соответствует его взглядам. Если ваша бабушка привыкла лечить простуду горчичниками, а вы ей говорите, что максимум что от них можно получить — это ожог, вряд ли она к вам прислушивается, ведь новая информация противоречит тому, что она уже «знает».

Почему так происходит? Принять доводы собеседника означает «проиграть», признать себя неправым, что вызывает негативные эмоции. А негативные эмоции человек испытывает ярче и сильнее, чем положительные.

Более того, известен эффект, когда после дискуссии и приведения оппонентом аргументов человек еще больше убеждается в своей правоте. Поэтому одних информационных мероприятий может быть недостаточно, особенно в сферах, касающихся безопасности широкого круга людей, в том числе здравоохранения. В случаях высокой угрозы вроде эпидемий более эффективными будут административные меры (например, запрет посещать учебные заведения без прививки), а не информационные кампании или разговоры врачей с пациентами.

Еще одна проблема — недооценка будущего: сегодняшние события воспринимаются более эмоционально, кажутся важными и даже более реальными, чем будущие. Например, мы скорее выберем съесть шоколадку сегодня, а не получить две через неделю. И наоборот: будущий вред от лишнего сахара не воспринимается всерьез, ведь нам сложно представить связь между конфетой сейчас и ожирением через 10 лет. Поэтому люди склонны отказываться от мучительного или дорогостоящего лечения или прохождения реабилитации: они не могут оценить реальное влияние сегодняшних решений на свое здоровье в будущем.

Касающаяся недооценки будущего теория восприятия рисков доказывает, что важнее для субъективного восприятия изменение ситуации, а не настоящее или будущее состояние, в котором находится человек. Этот эффект всем известен: когда вечером болит зуб, мы обещаем себе, что утром пойдем к врачу. Просыпаемся без боли (ситуация изменилась) и радостно забываем о необходимости пройти осмотр (хотя если зуб болел, это таки следует сделать).

Если пациент оценивает свою ситуацию как относительно положительную (болезнь не приносит страданий) или его ждут негативные изменения (дорогостоящее лечение, ограничения при реабилитации и т. д.), он будет избегать изменений. Наиболее благосклонно пациент относится к изменениям, если находится в кризисной ситуации — например, страдает от проявлений болезни. Это лучшее время, чтобы поговорить с ним о принятии необходимых мер.

Эффект недооценки будущего влияет на прохождение профилактических мероприятий (пока человек субъективно чувствует себя приемлемо, он откладывает медосмотр). Поэтому нужны стимулы для их прохождения, например, скидки на лекарства при условии регулярного прохождения профосмотров.

В общем переориентация на первичное звено и предотвращение болезней вместо лечения может оказать огромное влияние на эффективность всей системы здравоохранения. Следствием раннего выявления болезней должно стать как уменьшение заболеваемости, так и экономия средств, выделяемых на вторичное звено.

Статья предоставлена VoxUkraine

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X