Цунами после землетрясения. Какой будет экономика после коронакризиса
После пандемии мир изменится. И к этому лучше готовиться уже сейчас
Люди, которые живут у океана, знают, что землетрясение — лишь часть катастрофы. После землетрясения они пакуют пожитки, любимых тузиков-барсиков и едут подальше от берега — чтобы не попасть под цунами.
Коронавирус — это землетрясение, растянутое на месяцы, а то и годы. В течение недели количество зараженных пробьет отметку в два миллиона, а умерших — 100 тыс. В большинстве стран пандемия только начинается (как в нашей). И сейчас рост происходит экспоненциально — каждую неделю количество заболевших и умерших увеличивается вдвое.
Но нужно сразу готовиться к цунами — экономическому кризису, который уже подмачивает нам ножки. Например, биржевой индекс 500 крупных компаний США S&P500 упал на 30% — такого не было с 2008 года. Разница только в том, что тогда это заняло полгода, а сейчас — два месяца. Подобное происходит со всеми основными индексами. Более детальный анализ дает BBC.
Что это значит для экономики? Не претендую на звание НостраКурцвела, потому что не имею подобных знаний и способностей. Дальнейшие мысли — это ряд гипотез, выдвинутых на основе моего ограниченного опыта изучения экономики, ведения бизнеса и прочтения прогнозов ведущих изданий.
Цель — инициировать дискуссию, выводы из которой помогут подготовиться к кризису лучше. А также ударить в колокол, ибо тешить себя мыслями «что все будет по-старому» не стоит. После пандемии мир изменится кардинально, и чем лучше мы подготовимся сейчас, тем легче украинскому бизнесу будет перейти к посткоронавирусному миру.
Что имеем уже?
- Почти полная остановка бизнеса в сфере гостинично-ресторанного бизнеса (9.2% мирового ВВП) и индустрии путешествий (10.5% мирового ВВП). Согласно прогнозам, от 13 до 25 миллионов человек потеряют работу. Для сравнения — в 2008 было 8.7 миллионов.
- Большая вероятность, что большинство авиаперевозчиков обанкротятся до конца мая.
- Падение спроса в non-FMCG ритейле. Магазины просто закрыты. И даже онлайн-продажи не спасают ситуацию.
- Индустрия офлайн-развлечений — остановлена.
- Потери логистических компаний. В свою очередь, приводят к спаду нефтеперерабатывающей промышленности. Хотя, в каком-то смысле, это хорошо и для планеты, и для Украины).
Экономика — сложная и взаимосвязанная система. Соответственно, следующим в пике пойдут производства, софт и аутсорсные компании, обслуживающие вышеназванные индустрии. А кто будет после них? Есть такие гипотезы:
1. Недвижимость. Сразу по четырем причинам
- Постепенно остановится строительство новых домов — на них не хватает инвестиций + компании будут уменьшать экспансию.
- Закроется большое количество бизнесов, а кто выживет — переедут в меньшие и более простые офисы.
- Станет более распространенной культура удаленного сотрудничества
- Появятся пустые квартиры и дома в результате жертв коронавируса.
2. Кино. В большинстве случаев съемки остановлены, начнутся банкротства кинокомпаний. Кинотеатры закрыты. За это время люди еще больше привыкнут к стриминговым сервисам.
3. Офлайн-развлечения, массовый спорт, ивент-индустрия. Согласно прогнозам, изобретение, тесты и массовое внедрение вакцины займет около года. К тому времени большинство правительств вряд ли будут рисковать здоровьем граждан — скопления людей могут быть запрещены долгое время.
4. Сначала может увеличиться количество пожертвований в социальные фонды и НПО, но впоследствии они будут получать все меньше финансирования — во время кризиса люди и организации уменьшают взносы.
5. Искусство. Возможен всплеск искусства через реакцию художников на события, но количество денег в индустрии может уменьшиться — во время кризиса люди уменьшают расходы на эстетику.
6. Гостинично-ресторанный бизнес упомянули ранее. Добавлю только, что после кризиса 2008 области понадобилось 9 месяцев для выхода на прошлые показатели. В данном случае эта цифра будет больше из-за пересечения пандемии и экономического кризиса.
7. Маркетинг. Во время кризиса компании в первую очередь сокращают расходы на продвижение, обучение и исследования. Для более дерзких компаний это как раз наоборот шанс захватить большую часть рынка за счет агрессивного продвижения или прогрессивных бизнес-моделей.
8. Товары категории люкс и премиум. Будет не до того. Хотя, под вопросом — во время кризиса деньги концентрируются в меньшем количестве рук, которые часто готовы покупать дорогие вещи. Например, так было в 90-е.
9. Автоиндустрия. Люди будут меньше ездить. Также будут стремиться экономить, не покупать новые машины, а ремонтировать имеющиеся.
10. Hardware. Крупнейшие производства в Китае были закрыты, в мире продолжается та же тенденция. Вместе с тем, спрос на ноутбуки и гарнитуры растет — людям нужны инструменты для удаленной работы.
Из социальных особенностей — следует ожидать роста наркоторговли, алкогольной промышленности, проблем в семьях и преступности. Это привычные четыре всадника экономического кризиса. Следует ожидать уменьшения расходов пенсионного фонда, потому что коронавирус забирает преимущественно пожилых людей.
Но есть и хорошие новости. Какие индустрии могут получить плюс «благодаря» кризису после коронавируса? И как это учесть бизнеса, планируя свою стратегию?
- Медицина и биотехнологии. Человечество увидело свою уязвимость и беззащитность перед новыми эпидемиями — это показывает даже ситуация с банальными масками. Будет бум на гаджеты по наблюдению за здоровьем, софт, разработку новых лекарств — вся индустрия будет расти быстрее.
- Телекоммуникационные индустрии. Мир переходит в онлайн, провайдеры и софт для связи будут в шоколаде.
- Онлайн-ритейл. Безос потирает руки — кризис слабо повлиял на стоимость акций Amazon. Доставка и онлайн-магазины будут зарабатывать больше. Будут развиваться AR и VR технологии для просмотра товара из дома. По тем же причинам будут хорошо себя чувствовать сервисы доставки.
- Онлайн-развлечения. Компьютерные игры, киберспорт, бэтинг, порносайты, стриминг сервисы — люди скучают дома и стремятся чем-то заняться. А потом от этого трудно будет отказаться.
- Индустрия безопасности. С ростом преступности будет расти и спрос на защиту, легальное оружие и самооборону.
- Ремонт вещей, сервисные центры, дешевая одежда. Люди будут дольше носить вещи и чаще их ремонтировать за нехватки средств.
- Спорт, как физкультура. Единственная стена между новыми вирусами и жизнью человека — иммунитет. Соблюдение здорового образа жизни перестанет быть просто трендом, и превращается в необходимость. Спортзалы, тренеры, спортивные приложения в среднесрочной перспективе могут получить больше клиентов.
- Мультипликация. Фильмы снимать запретили, а вот для мультиков собирать людей не обязательно. Также может увеличиться количество игрового кино и виртуальных актеров.
- Возможно, мы увидим новые форматы массовых мероприятий — сервисы для онлайн-вечеринок в наушниках, трансляции игр футболистов на пустых стадионах и WebSummit через Zoom.
- Фриланс-биржи почувствуют себя нефтемагнатами.
- Новые формы образования. Традиционные форматы образования школ и университетов невозможны в условиях пандемии. Уже появляются новые форматы, сервисы, подходы, которые, скорее всего, будут лучше устаревших парадигм. Кроме того, миллионам безработных людей нужно будет быстро осваивать новые профессии — они будут искать оптимальные пути это сделать. Скорее всего, коронавирус сделает образование сильнее.
В отдельную категорию стоит выделить сервисы, которые будут обучать медиков. В двадцатых медики могут стать такой же престижной профессией, как ІТшники — в десятых, юристы — в нулевых и «братки» — в девяностых.
До мира после коронавируса нужно еще дожить. Как это сделать украинскому бизнесу? Мои гипотезы:
- Делать бизнес «модульным», как машина Бэтмена. Оставить ядро команды и основные источники дохода, все дополнительные функции передавать на аутсорс. Это увеличивает мобильность и адаптивность компании.
- Минимизировать все затраты. Сейчас вышли новые законы, которые позволяют договориться об остановке арендной платы и реструктуризации долгов — есть смысл воспользоваться.
- Диджитализироваться, автоматизировать рутину. Всю работу, которую можно заменить софтом — заменять. Наступил момент, когда у неоцифрованих компаний просто не остается другого выбора, как эволюционировать.
- Выучить английский. Кроме внешнего кризиса, у нас давно зреет внутренний, и выигрывают компании с иностранными клиентами.
- По тем же причинам активно находить связи за рубежом. Продвигать себя и компанию на международных площадках типа Quora, Linkedin, Reddit
и т. д. , находить международных партнеров. - Переходить на «co-competition» — соконкуренцию. Например, объединяться с конкурентами в кластеры по специализациям и продавать себя на зарубежные рынки «пакетом».
- По максимуму тратить деньги внутри страны. Рецессия начинается не по причине отсутствия товаров/средств, а когда экономика перестает двигаться. MV = PQ — базовая формула экономики, где V соответствует скорости оборота денег. Деньги — это кровь экономики. Чем больше мы их прогоняем через экономику страны, тем более здоровой она является.
- Держать нос по ветру и ориентироваться на новые индустрии.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.