Произошло ли реформирование банковского сектора

0 комментировать

За последние несколько лет с рынка выведены 93 банка. Сейчас они находятся в фонде гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), кто на ликвидации, кто из временной администрацией.

За этот период Фонд гарантирования выплатил вкладчикам более 65 млрд гривен. Вообще с 2012 года ФГВФЛ выплатил 80 млрд гривен. Это гарантированные государством суммы возмещения вкладов – 200 тыс. гривен. Средства на выплату были заимствованы у государства под проценты.

Сейчас в Фонде находится активов на 80 млрд гривен. С середины прошлого года Фонд начал активно проводить аукционы через ProZorro. Надеемся, что в этом году через аукционы состоится пополнение Фонда гарантирования, а не только за счет банковских вкладов.

Сейчас участниками Фонда гарантирования являются 83 банка, которые работают на рынке. Когда банк вступает в ФГВФЛ, делается аудит. Происходит оценка всех активов, пассивов, выводится разница и затем разрабатывается план дальнейших действий. Если разница очень большая, то Фонд должен обратиться в правоохранительные органы, из-за нанесения ущерба, чтобы прошлые владельцы банка вернули эти средства Фонду гарантирования.

К тому же имущество, которое сейчас оценено в 80 млрд гривен по рыночной стоимости, может быть продан за 50 или 60 миллиардов гривен. К сожалению, оценочная рыночная стоимость, и стоимость, по которой будет продано имущество, – это две разные стоимости.

Из-за низкого уровня защиты прав кредиторов и низкого инвестиционного климата нет очереди из желающих, которые хотят прийти в Украину и что-то купить или инвестировать. Поскольку инвесторы не понимают, как вернуть деньги, если они захотят уйти с украинского рынка.

В Украине очень низкий уровень расследования финансово-экономических преступлений. По статистике Фонда гарантирования, из четырех тысяч исков о внедрении уголовных дел до суда доведено только десять. Это ужасная статистика.

Перед проведением реструктуризации долгов украинских банков нужно НБУ смотреть на экономический смысл от этой реструктуризации. Реструктуризацию нужно проводить только, если государство от этого что-то получает. Надо действовать быстро, но в рамках законодательства. Это не должно быть популизмом или манипуляцией.

Понятно, что дела не ограничатся судами только в Украине. Дела пойдут дальше в другие инстанции. Но на пути к евроинтеграции Украина должна получить такой опыт, решить все проблемы и вернуть долги.

Такое массовое банкротство банков связано с тем, что после кризиса 2008 года банки перестали заниматься банковским бизнесом. Занимался кто чем хочет. Выдавали кредиты связанным лицам. У многих банков кредитный портфель связанных лиц превышал 80-90%. То есть брали кредиты, чтобы выдавать опять же кредиты и финансировать собственный бизнес. Произошедшый банкопад был очисткой системы от небанковских учреждений, которые владели банковской лицензией. Закрывали банки в нескольких случаях за нарушение законодательства и за несоответствие нормативам НБУ.

Банки закрывались после диагностики и стресс-тестирования, когда показатели не соответствовали в действительности тем балансам, которые они рисовали. Несколько банков пошли за нарушение законодательства в сфере финансового мониторинга, за совершение противоправных операций. Даже было несколько случаев, когда банки решили просто положить ключи на стол и уйти с рынка и стать финансовой компанией. Так как поняли, что они не проводят банковский бизнес.

Национальный банк за последние годы установил равные подходы к абсолютно всем банкам. Изменилось законодательное поле. Нацбанк ужесточил надзор за банками и делает их диагностику.

Банковское сообщество поддерживает реформы, которые прошли в Национальном банке. Мы постоянно находимся в диалоге с НБУ относительно своевременности или объемов той или иной реформы. Сейчас банковская система функционирует, она капитализированна и высоколиквидна. У нее есть деньги и банки готовы их пустить на кредитование реального сектора.

Но здесь немного изменились условия. Например, в 2016 году с $3,2 млрд инвестиций в Украину $2,4 млрд это были инвестиции в банковский сектор. Это указывает на то, что владельцы капитализировали собственные банки. Нет ни одного примера бизнеса, который бы в таких масштабах капитализировал собственный бизнес. То есть изменилась конъюнктура рынка.

Проблема сейчас в том, что в парламенте сейчас находится около 25 законопроектов, которые очень необходимы банковскому сектору. За эти законы просто не голосуют. Например, законопроект о защите прав кредиторов или восстановления кредитования. Его уже трижды вносили в парламент и не хватает то шесть, то четырнадцать голосов. Очень хорошо, что проголосовали за законопроект о кредитном реестре. Он сейчас находится на подписи у Президента. Мы ждем его подписания. Считаем, что в перспективе это приведет к снижению процентных ставок по кредитам и усилит риск-менеджмент в банках.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: