Что делать с почтовой контрабандой

26 июня 2019, 10:30

Одна из проблем, которую предстоит решить новой таможенной службе

Государственная фискальная служба, находясь в состоянии ликвидации, анонсировала широкомасштабные мероприятия, направленные на противодействие незаконному перемещению товаров. Анализируя яркие слайды операции «Бастион», мы видим, что разработчики не забыли даже о необходимости противодействия измельчению товарных партий с помощью так называемых пиджаков и о схеме, которая лежит на поверхности и которую ГФС тщательно лелеяла весь период своего существования — почта.

Видео дня

Речь сейчас идет не о легальных посылках, которые получают граждане, а, по сути, о контрабанде товаров под видом посылок. Следует сразу отметить, что никакие автоматизированные системы анализа рисков не дотянутся до этой схемы, ведь она существует вследствие архаичного представления таможне бумажных реестров.

Последние изменения в нормативно-правовом регулировании международных посылок состоялись в конце прошлого года, когда была отменена норма про «три посылки». Зато с 1 июля 2019 вводится снижение лимита ввоза без налогообложения посылок со 150 до 100 евро, а с 2021 внедряется представление электронных реестров почтовыми операторами и экспресс перевозчиками, а также возложение на них функций налоговых агентов.

Сразу же необходимо предупредить, что снижение лимита с 150 до 100 евро не будет иметь существенного влияния на преодоление схем уклонения от налогообложения (занижение стоимости посылок, измельчение коммерческих партий, замена документов и др.). «Почтовые контрабандисты» с легкостью смогут обходить и этот лимит, который скорее всего станет подножкой для законопослушных граждан.

Таким образом, к 2021 году кардинальных изменений в регулировании международных посылок не планируется — решение проблем «почтового импорта» законсервировано. И здесь интереснее всего.

Как получить статус международного почтового оператора

Сначала необходимо, чтобы Министерство инфраструктуры по согласованию с фискальной службой определило место международного почтового обмена. Затем предприятие направляет сообщение Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, с ходатайством о включении в реестр почтовых операторов.

Однако, порядок определения и оборудования мест международного почтового обмена утратил силу еще в начале 2015 года. Таким образом, предоставление статуса международного почтового оператора осуществляется за пределами правового регулирования, то есть в понимании статьи 19 Конституции — с превышением государственными органами своих полномочий.

Не менее важным является то, что в настоящее время все ММПО фактически находятся вне зоны контроля со стороны государственных органов. В частности, с прекращением Порядка в настоящее время отсутствуют какие-либо основания для отмены решения об определении ММПО в случае выявления нарушений законодательства по вопросам таможенного дела.

Именно в условиях такого «беспредела» — в прямом и переносном смысле — очень часто статус почтовых операторов получают компании, которые уже неоднократно становились фигурантами громких скандалов и расследований.

Характерным признаком фиктивности таких «операторов» является, во-первых, отсутствие экспорта, а во-вторых, отсутствие отделений приема-выдачи посылок.

Ярким и показательным примером было закрытие дела в одного такого почтового оператора, который ввозил продолжает это делать) целые товарные партии из Китая под видом посылок из Германии.

Суд не увидел в этом ничего противоправного — судья закрыла дело на основании отсутствия даже события правонарушения. А в результате журналистских расследований на предприятии каждый раз возникает пожар на складах с документами. Благо, электронные реестры внедрят только с 2021, еще успеем насладиться не одним горящим очагом бумажных реестров и бухгалтерии. Не горят, как известно лишь рукописи, а бумажные реестры очень даже.

Итак, имеем ситуацию, что в условиях масштабных злоупотреблений с международными посылками в Украине порядок предоставления статуса международного почтового оператора и контроль за деятельностью ММПО не только не усиливается, а наоборот — фактически отсутствует, что в условиях быстрорастущей электронной коммерции выглядит как значительная угроза для страны, как безопасностная так и экономическая.

Неконтролируемый e-commerce

По прогнозам рынок трансграничной B2C электронной коммерции в 2020 году возрастет до 1 триллиона долларов США и около 1 миллиарда человек по всему миру будут осуществлять трансграничные онлайн-покупки товаров. К 2022 году через трансграничную B2C электронную коммерцию будет осуществляться пятая часть общего объема онлайн-розничных продаж.

При этом, наличие в большинстве стран лимитов необлагаемого импорта товаров с каждым годом углубляет проблему использования каналов международных посылок для целей получения коммерческих грузов без налогообложения.

Кроме финансовых потерь для национальных бюджетов в виде неуплаченных налогов, неконтролируемый со стороны государства e-commerce несет угрозу безопасности и правопорядку, учитывая значительный рост пересылки в международных посылках наркотиков, психотропных веществ, оружия, контрафактных товаров, табачных изделий.

Более того, развитие e-commerce стал довольно сложным вызовом даже для таких продвинутых таможенных администраций, как Таможенно-пограничная служба США. Повышение беспошлинного лимита до 800 долларов имело целью упрощение торговли, зато добавило головной боли таможенникам, брокерам и импортерам.

Например, если груз экспресс-перевозчика не содержит хотя бы одной посылки стоимостью более $800, перемещение через границу осуществляется без представления предварительного манифеста. Поэтому в условиях недостатка информации о получателе/импортере вопрос о персонализации ответственности и безопасности встаёт для Соединенных Штатов слишком остро.

С учетом того, что рынок США является слишком открытым для импорта из таких стран, как Китай (60% международных посылок из Китая), президент Соединенных Штатов решил предоставить асимметричный ответ, заявив о необходимости повышения почтового тарифа для Китая, который не пересматривался с 1969 года.

16 февраля 2019 на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности Генеральный секретарь Всемирной Таможенной Организации Кунио Микурия назвал «электронную торговлю» одной из трех «горячих точек» незаконной торговли.

Ситуация в Украине

Ситуация в Украине, где ежегодный рост «почтового импорта» составляет 30−40%, не является уникальной. Для нас характерны все основные мировые вызовы, которые условно можно разделить на 3 группы:

1. Экономические: «почтовая контрабанда» уничтожает легальный бизнес и искажает конкуренцию на внутреннем рынке, а поступления в государственный бюджет уменьшаются из-за растущих объемов манипулирования ценой товаров, измельчения посылок, подмены инвойсов, занижения таможенной стоимости товаров и тому подобное.

2. Безопасность: почтовые и экспресс отправления активно используются для пересылки запрещенных предметов, представляющих опасность обществу, жизни, здоровью людей и тому подобное.

3. Институциональные: продолжается тренд роста международных посылок при неизменности государственного ресурса для осуществления их контроля и администрирования, что в свою очередь требует их оптимизации, в том числе учитывая ограниченность ресурсов таможенных органов.

Следует отметить, что в июне 2018 одним из важных документов, принятых Советом ВМО, стали Рамочные стандарты трансграничной электронной торговли (WCO Cross-Border E-Commerce Framework of Standards), целью которых является помощь членам ВМО в разработке стратегических и оперативных мер по урегулированию трансграничного перемещения посылок.

Таким образом, международным таможенным сообществом не только признано, что ежегодно растущие объемы международных посылок являются вызовом для таможни с точки зрения обеспечения таможенной безопасности и эффективного администрирования таможенных платежей, но и проведена широкомасштабная дискуссия и произведен набор рекомендаций для решения этих задач.

С учетом этих рекомендаций и специфики администрирования международных посылок в Украине считаю оптимальным внедрение следующих шагов:

1. Разработка отдельного программно-информационного комплекса для идентификации получателей международных посылок.

2. Усиление системы контроля за перемещением международных посылок от пункта пропуска на границе с ГСС/ММПО путем внедрения:

 — представления электронного документа контроля доставки;

 — введения обязательного гарантирования доставки;

 — 100% пломбирования транспортных средств.

3. Усиление критериев для получения статуса экспресс-перевозчика и почтового оператора, в частности, установление для них обязанностей по:

 — предоставлению таможне предварительной информации о посылках;

 — автоматизации процессов накопления данных.

4. Разработка и утверждение Порядка определения, оборудования и контроля за деятельностью мест международного почтового обмена.

5. Проведение комплексных проверок действующих экспресс-перевозчиков на предмет соблюдения ими критериев (условий) их статуса.

6. Внедрение веб-сервисов для декларирования гражданами международных посылок, внедрение легкой и удобной системы уплаты налогов.

Промедление в Украине с реформами системы контроля и администрирования международных посылок недопустимо из-за того комплекса негативных последствий, которы несет незаконная трансграничная электронная торговля, и ждать до 2021 года может оказаться слишком опасно — в условиях стремительного роста рынка электронной commerce страна получит масштабирование безопасности и финансовых угроз.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X