Работа в консалтинге: преимущества и подводные камни

17 июня 2019, 08:30

Если вы решили стать внешним консультантом, вам пригодится несколько советов и предупреждений

Более 4-х лет назад я приняла для себя очень непростое решение: поменять комфортную корпоративную сферу деятельности, которой я отдала 25 лет, на собственный бизнес. Так как моя специализация — финансы, соответственно, я выбрала для дальнейшей работы консалтинг в области управления и финансов.

Видео дня

Создавать с нуля что-то свое, с одной стороны, очень интересно и волнительно, особенно если ты профи и уверен в том, что делаешь. А с другой — страшно и очень ответственно, ведь за тобой стоит целая команда специалистов, которые выбрали тебя как лидера, поверили тебе и пошли за тобой.

Но это все лирика. Хочу поделиться тем, как на самом деле работается в консалтинге, какие преимущества сотрудничества с внештатными специалистами и к чему быть готовым, если вы вдруг решите создавать свой консалтинговый бизнес?

В 2000 году глобальный рынок аутсорсинга оценивался в $46,5 млрд, а в 2017 году эта цифра увеличилась практически вдвое — до $88,9 млрд.

Почему консалтинг

Мировая статистика уже не первый год демонстрирует рост динамики обращений бизнеса к аутсорсинговым компаниям. Согласно данным исследования Statista, в 2000 году глобальный рынок аутсорсинга оценивался в $46,5 млрд, а в 2017 году эта цифра увеличилась практически вдвое — до $88,9 млрд.

В Украине, правда, ситуация немного поскромнее, но тем не менее, рост востребованности услуг консультантов очевиден. По данным Европейской Федерации консультантов по управлению, достаточным уровнем объема консультационных услуг в стране является уровень, когда рынок консультационных услуг занимает около 1% от ВВП. Отношение консалтинг/ВВП в Украине в два с половиной раза меньше показателей европейских государств. Соответственно, украинский рынок имеет достаточно хорошие перспективы для роста. И все больше компаний приходят к пониманию необходимости использования консалтинговых услуг.

Что касается причин и преимуществ передачи ряда функций бизнеса на аутсорсинг, то, во-первых, независимый взгляд внешнего консультанта помогает находить те уязвимые точки бизнеса, которые не видны в процессе ежедневной рутины. У привлеченного консультанта нет психологической связи с сотрудниками компании, его имидж эксперта на рынке не позволит умалчивать недостатки в процессах компании, начиная от существующей структуры бизнеса, его стратегических планов, заканчивая системой документооборота и качеством предоставляемой собственнику отчетности. И что важно — у него отсутствует боязнь указать на существующие проблемы, которые заметны со стороны.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В отличие от финансовой службы, внешние консультанты не загружены рутинной работой на конкретном предприятии. Они оперативно реагируют на изменения в существующем законодательстве и налогообложении. И, так как работают не с одним бизнесом, могут применять лучшие практики одного бизнеса или сферы в другом.

Проработав и в корпоративном бизнесе, и в собственном, могу заверить в том, что аутсорсинг — это удобно, менее хлопотно и менее затратно для собственников бизнеса. «Отдаваясь в руки» консультантам, вы освобождаетесь от решения непрофильных задач, появляется возможность сконцентрироваться на задачах стратегического характера. Стоимость содержания в штате финансового директора будет выше, чем услуги финансового аутсорсинга.

Подводные камни консалтинга

У главы Amazon Джеффа Безоса есть очень меткая цитата: «Если вам удастся создать отличный опыт, то клиенты расскажут друг другу об этом. Живое слово — мощный инструмент». Так вот это все о работе в консалтинге. Главное в нашем деле — это репутация, которая нарабатывается очень долго, а урон ей можно сделать за минуту. Любой промах — и вы потеряете доверие заказчика, а, значит, хорошие рекомендации, доход. Поэтому я всегда рекомендую следить за тем, что вы делаете, как вы общаетесь с заказчиками, так как наша работа — это постоянная коммуникация.

В консалтинговом бизнесе просто необходимо быть хорошим психологом и обладать высоким уровнем эмпатии. Если у вас не развиты такие навыки — лучше искать себя в другой сфере. Ведь для клиента важно, чтобы консультант вошел в его положение и прочувствовал через себя его проблему, чтобы максимально вник в нее. И если клиент почувствует это, он несомненно захочет продолжить сотрудничество, будет настроен на долгосрочные взаимоотношения.

Также на пути к «светлому будущему» внешнего эксперта поджидает еще один сложный момент — сопротивление в команде проекта, куда он будет приглашен. Без этого никуда. Все и всегда сопротивляются изменениям — это факт. Поэтому еще одно важное для консультанта качество — умение преодолевать такое сопротивление. А для того, чтобы устранить барьеры и двигаться к реализации проекта, нужно уметь слушать людей. Пробовать на простом и доступном языке объяснить различные варианты решений и последовательность действий.

Ну и стоит быть готовым к тому, что результат вашей работы либо же отдельные инициативы во время проекта будут категорически восприняты заказчиком. И вам либо придется поработать над тем, чтобы переубедить его, либо же на этом завершить начатый проект, понести убытки. В консалтинге таких ситуаций хватает.

И, что, наверное, самое главное в моей сфере деятельности — это погружение на все 24/7/365. Ведь работа консультанта подразумевает жесткий график работы (до 14 часов в сутки, а то и больше) с огромными массивами информации. К этому нужно готовиться и морально, и физически.

Но когда нравится то, чем занимаешься, когда работа приносит удовольствие, находятся и силы, и время, и желание остаться подольше на работе или задержаться у клиента, чтобы завершить задачу.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X