Конкретика и популизм экономической программы партии Тимошенко

15 июля 2019, 12:00

Эксперты Центра экономической стратегии коротко разбирают программы всех потенциально проходных в Верховную Раду партий. В этом материале — партия Батькивщина

Материал подготовлен в соавторстве с Дмитрием Яблоновским, заместителем директора Центра экономической стратегии.

На внеочередные выборы 21 июля зарегистрировано 22 партии. Перечитать программу каждой, сравнить их и сделать ответственный выбор может занять уйму времени. Именно поэтому эксперты Центра экономической стратегии выпускают серию материалов, посвященных экономическим программам всех потенциально проходных партий. Мы не только расскажем, о чем говорят основные политические силы, подкрепив наши аргументы количественными показателями, но и покажем, насколько конкретной и целесообразной является каждая программа, а также как предложения каждой партии влияют на роль государства в экономике. Вы можете прочитать наш анализ партий Слуга Народа, Оппозиционная Платформа — За жизнь и Европейская Солидарность в предыдущих материалах, а сейчас анализируем экономическую программу партии Батькивщина.

Видео дня

Программа Батькивщины содержит 57 уникальных предложений (из них 42 в сфере экономики). В общем, предвыборная программа Батькивщины на парламентские выборы очень похожа на президентскую программу Юлии Тимошенко. Мы оценивали только обещания, связанные с экономикой, и, если определенное обещание касалось нескольких тем, мы оценивали его несколько раз (например, введение налога на выведенный капитал касается как налогов, так и бизнеса, поэтому мы оценивали такое предложение дважды). Таким образом, у нас получилось 49 оценок. Больше всего Батькивщина упоминает о пенсии (8 упоминаний), налогах  (6 упоминаний), банковской сфере (6 упоминаний) и энергетике (6 упоминаний).

Батькивщина предлагает поднять минимальную пенсию до 3094 грн, а также в деталях расписывает планы введения «персонифицированной пенсионной системы». Мы считаем, что существенное повышение минимальной пенсии без увеличения бюджетных поступлений значительно увеличит дефицит бюджета и создаст инфляционные риски. Предложение Батькивщины о введении персонифицированной пенсионной системы также имеет слабые места. Действующая солидарная система не способна обеспечить достойный уровень пенсий, потому что со старением населения поступления в пенсионный фонд будут уменьшаться, а расходы увеличиваться. Однако, предложение вложения пенсионных накоплений только в государственные банки создаст неравные правила игры для государственных и частных игроков. Более того, по мнению ЦЭС государственные банки стоит приватизировать. А в этом случае реализация плана по переводу пенсионных вложений в госбанки будет в принципе невозможной.

В сфере налогов Батькивщина предлагает много изменений, включая замену НДС налогом на продажу, введение единого налога на гектар земли для аграриев и замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Точный эффект таких изменений в налоговой сфере трудно предсказать без отдельного обстоятельного экономического анализа. Налог на продажу вместо налога на добавленную стоимость предоставляет конкурентные преимущества крупному бизнесу, с полным циклом производства, по сравнению с малым и средним бизнесом. Также введение налога с продаж вместо НДС противоречит курсу на интеграцию с ЕС. Налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль уменьшит бюджетные поступления.

В банковской сфере Батькивщина хочет ввести несколько программ по кредитованию, в том числе кредиты для молодых предпринимателей и ипотечные кредиты. Хотя такие кредиты могут быть полезны с социальной точки зрения, важно понять механизм их предоставления. Государство не может диктовать банкам, кому и на каких условиях предоставлять кредиты. Вложение в программы кредитования государственных средств создает коррупционные риски.

В энергетической сфере Батькивщина предлагает снижение цен на газ для населения в два раза. Как мы писали ранее, на существенное снижение тарифов в бюджете нет средств, тогда как малообеспеченные украинцы уже получают субсидии. Более того, установление различных цен для бизнеса и населения несет в себе коррупционные риски.

Роль государства в экономике

Из 39 оценок, 85% предложений увеличивают роль государства (33 увеличивают, 6 уменьшают). Остальные 10 предложений или не влияют на роль государства в экономике, или недостаточно конкретны, чтобы оценить их влияние. Больше всего предложений, увеличат роль государства в экономике, в банковской сфере (6 из 6 предложений увеличат роль государства), доходах (5 из 5), сельском хозяйстве (4 из 4). Меньше таких предложений в сфере налогов (всего 2 из 6 предложений увеличивают роль государства) и в сфере торговли (ни одно из двух предложений не увеличивает роль государства).

Например, в сфере сельского хозяйства Батькивщина обещает продлить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Мы считаем такое предложение вмешательством государства в экономику: мораторием государство ограничивает владельцев паев свободно ими распоряжаться. Из-за продления моратория теряются экономические возможности. Открытие рынка положительно повлияет на собственников земли. Благодаря увеличению цены за гектар они смогут получать большие доходы как от продажи, так и от аренды паев. Открытие рынка положительно повлияет и на экономику в целом: рыночные механизмы будут способствовать тому, что земля попадет в руки наиболее эффективного собственника. Также, те кто сейчас арендует землю, смогут ее приобрести. Когда земля находится в собственности, а не в аренде, у того, кто ее обрабатывает появляются дополнительные стимулы для инвестиций.

Целесообразность

Из 27 предложений, суть которых мы смогли оценить, мы считаем целесообразными лишь 30%

Из 27 предложений, суть которых мы смогли оценить, мы считаем целесообразными лишь 30% (8 считаем целесообразными, а 19 — не целесообразны). Целесообразность остальных 22 предложений мы не смогли оценить из-за неопределенности относительно долгосрочного влияния на экономику, или отсутствия конкретики. Хотя бы одно целесообразное предложение есть в сферах бюджета, доходов, энергетики, борьбы с неравенством, пенсиям и торговли. Ни единого целесообразного предложения нет в сферах банковской политики, борьбы с безработицей, бизнеса, демографической политики, экономического роста, жилья, кредитования, налогов, сельского хозяйства и социальной поддержки.

В частности, Батькивщина обещает изменить политику НБУ в сфере монетарной политики и банковского регулирования, называя ее неэффективной. По нашему мнению, такие обещания опасны, так как независимость и самостоятельность Национального Банка является ключом к финансовой стабильности. Другим примером нецелесообразного предложения является использование газа украинской добычи на потребности населения. Такое предложение манипулятивно — добытого в Украине газа недостаточно для покрытия потребностей населения, а государство не может приказывать частным компаниям, добывающим газ, кому его продавать по какой цене.

Конкретика

Программа партии Батькивщина достаточно конкретна по сравнению с программами других партий: 67% предложений в экономической части программы — конкретные (33 конкретны, а 16 неконкретны). Большинство предложений Батькивщины включают количественные показатели, которых они планируют достичь. Наличие таких показателей позволяет проще определить целесообразность определенного предложения, а также оценить результативность работы партии по окончании парламентской каденции.

Мы приветствуем конкретику партии Батькивщина по сравнению с другими партиями. Но партия не указывает источники финансирования дополнительных расходов, предусмотренных многими программными пунктами Батькивщины. Например, Батькивщина предлагает увеличить выплаты на рождение ребенка. Представители партии называют суммы таких выплат, но не указывают, за счет чего они будут профинансированы: увеличения бюджетного дефицита, введения дополнительных или увеличения существующих налогов.

Вывод

Преимуществом программы Батькивщины является то, что она довольно конкретная. Однако,

мы призываем Батькивщину показать избирателям как они планируют финансировать увеличение государственных расходов для финансирование повышения социальных выплат.

Вместе с тем, нецелесообразные предложения также могут быть конкретными, а в программе Батькивщины много обещаний, которые мы считаем нецелесообразным и популистскими — они могут нести в себе краткосрочные выгоды и долгосрочные негативные эффекты. Хотя такие предложения являются популярными среди избирателей (наше исследование показывает, что в среднем 84% украинцев поддерживают популистскую политику), мы призываем избирателей мыслить критически, делая свой выбор 21 июля.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X