Кому нужны дотации на вагоны-зерновозы

8 августа 2018, 09:00

27 июля фермеры и другие участники аграрного рынка получили хорошую весть – Президент Украины наложил вето на законопроект № 7010 о введении "единого окна" на таможне.

Должны заметить и то, что данный законопроект долго нарабатывался в профильном Комитете депутатами и экспертами, в него был заложен ряд прогрессивных норм, посвященных упрощению процедур таможенного оформления товаров и грузов, дерегуляции отдельных мероприятий таможенного контроля, а также борьбе с контрабандой.

Видео дня

Причина вето очень проста – в довольно качественный и долгожданный проект окольными путями, с нарушением Регламента ВР была "продвинута" норма о возмещении аграриям-товаропроизводителям стоимости закупленных ими вагонов для перевозки зерна. Сюрреализм, не иначе!

Мало того, что в законопроект, который ни по своему названию, ни по сути не касается дотаций аграрной отрасли, во втором чтении было внесено положение абсолютно из другой сферы регулирования, так еще и это возмещение должно было предоставляться только субъектам хозяйствования с особым статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя. Вдумайтесь: фермерам, которые находятся на упрощенной системе налогообложения и платят единый налог четвертой группы, из бюджета хотели компенсировать стоимость купленных ими вагонов. Нет, не сеялок, а не тракторов, а не комбайнов, а целых вагонов! Хотелось бы мне посмотреть на тех аграриев, которые могут себе позволить купить вагоны для перевозки зерна в современных условиях.

При этом все знают, что наибольшую долю в экспорте и перевозке агропродукции из Украины занимают далеко не сельскохозяйственные товаропроизводители. Основная нагрузка и функции транспортной поставки приходятся на трейдерские и инвестиционные компании, переработчиков, логистические предприятия, крупных международных и национальных экспортеров.

Стоит заметить, что сельскохозяйственные товаропроизводители, которые являются экспортерами, и сами выполняют всю мету экспортной логистики и поставки, обеспечивают лишь около 20-25% экспорта агропродукции. А если принять во внимание возможность приобрести собственный парк зерновозов в современных условиях, то речь может идти только о 2-3 игроках рынка, чем существенно нарушаются принципы и законы экономической конкуренции, а также основы равного доступа к рынкам и ресурсам. Почему граждане Украины должны дотировать получение вагонов, даже очень нужных рынке, только 2-3 владельцам агропредприятий? Следует поддерживать всех аграриев, независимо от площади земель и финансовых возможностей, предоставить всем равные условия без "кулуарных" приоритетов.

Уже в этом году такие 2-3 "заказчика" поправок о вагонах-зерновозах могли бы подавать заявки по бюджетной программе частичной компенсации стоимости с/х техники. У меня закрадываются опасения и я вижу риски того, что большая часть заложенных на эту программу 945 млн. гривен пошла бы именно этим "аграриям с вагонами". А обычные фермеры месяцами ждали бы средств на сеялки, жатки, тракторы и т.д., а возможно и вообще не увидели бы никаких денег.

Хочу заметить, что агросектор действительно нуждается в вагонах для обеспечения перевозок продукции. Но большинство участников рынка хочет получить их прозрачным образом. Напомню, что из имеющегося инвентарного парка Укрзализныци лишь около 40% единиц вагонов-зерновозов эксплуатируются в среднем 20 лет, а все остальные (около 60% единиц) используются после окончания их нормативного срока эксплуатации. То есть, износ парка вагонов уже сегодня составляет значительно больше половины! Депутатами и бизнес-ассоциациями довольно часто предлагаются другие варианты решения проблемы дефицита вагонов. За последние 5 лет мы постоянно предоставляем правительству и Мининфраструктуры свои пути выхода из нынешнего железнодорожного кризиса, в частности, снизить тарифы на перевозки на 20-25% в собственный парк вагонов для всех участников рынка. Это позволит товаропроизводителям, переработчикам, трейдерам инвестировать средства в собственный парк. В таком случае государство не будет тратить свой дефицитный бюджетный ресурс, участники рынка не будут нести дополнительные расходы на логистические услуги и не будут получать убытки от штрафов. Бизнес получит более выгодную цену, а Укрзализныця перевалит больше грузов. Но практика показывает, что государственному монополисту и его менеджменту по факту выгоден дефицит, поскольку там кроется многомиллионный серый рынок.

Подчеркну, что поправка о вагонах-зерновозах была внесена в совершенно другие законы, а не нормы о таможенных процедурах, которым было посвящен сам законопроект № 7010. Поправка тоже не касалась текста законопроекта, который был принят в первом чтении. Профильный комитет, несмотря на факты нарушений, ее учел. А парламент при рассмотрении ее в зале сначала не подтвердил, но затем поправка была возвращена и проголосована "в пакете" с другими.

В связи с многочисленными нарушениями Регламента ВР при рассмотрении законопроекта № 7010 мною вместе с коллегами-депутатами из разных фракций было направлено депутатское обращение к Президенту с просьбой его ветировать. Такого же рода обращения направлялись и профильными аграрными ассоциациями, среди которых и Всеукраинский Аграрная Совет. В результате консолидированных усилий депутатов и общественности Президент вернул в Верховную Раду проект № 7010 со своими предложениями, в которых рекомендовал не поддерживать нормы о дотациях на вагоны-зерновозы. Теперь лоббистам поправок нужно убеждать парламент не поддерживать предложения Президента и искать уже 300 голосов для преодоления вето. Большинство аграриев выступают категорически против дискриминационной и антиконкурентной нормы, которой значительную сумму государственных средств было бы направлено в пользу двух-трех мощных компаний, а не тем, кто действительно нуждается в поддержке.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X