Ловушки компромиссов и как их избежать

8 декабря 2021, 07:45

О чем следует помнить, находясь в поисках компромиссного решения проблемы.

Бизнес-жизнь большинства из нас состоит из взаимодействия с людьми, будь то партнеры, клиенты или сотрудники. Развитие эмоционального интеллекта за последние несколько лет стало обязательным в перечне 10 необходимых скилов руководителя. Когда ты понимаешь собственные эмоции и эмоции партнера, ты свободен от стереотипов и имеешь возможность посмотреть на конфликт и компромисс под другим углом. Вот несколько собственных выводов на тему, в чем ловушка компромиссов, по результатам дискуссии на платформе Impulse Talk.

Видео дня

Готовы к компромиссу — ищите, чего боитесь

Валерия Козлова, эксперт по результативному мышлению, советует в момент переговоров, когда чувствуешь готовность к компромиссу, задать себе вопрос — чего я боюсь? Что будет, если мы не договоримся? Только осознания страха в этот момент достаточно, чтобы остановиться и подумать, какое решение принять. Один из коллег вспоминал, как долгое время не мог уволить главного врача клиники из-за страха потерять пациентов и остаться без «хороших рук». Причиной увольнения был саботаж любых изменений и полное игнорирование последним дисциплины. Владелец вел разговоры и каждый раз искал компромисс с несговорчивым врачом, делал исключения из правил и практиковал «особые договоренности». Врач, однако, каждый раз становился все более наглым и находчивым в своем саботаже, пока однажды не был уволен. В результате владелец потерял время и ослабил дух команды, которая долгое время имела ложные ориентиры.

Автор ряда книг по теме психологии Дэвид Бедрик отмечает, что компромиссная модель разрешения конфликтов редко может работать длительное время, если конфликт предполагает долгосрочные отношения, вопросы ценностей или когда существует глубокая фоновая напряженность.

Готовы к компромиссу — избегаете роста

В любом бизнесе, который развивается как система, есть два состояния: потребность в развитии и состояние стабилизации. Они существуют как противодействие друг другу. В процессе экспансии компания завоевывает определенную территорию — захватывает новых клиентов, новую долю рынка, расширяет географию присутствия и т. д. Ответ, может ли быть здесь win-win, заложен уже в самом слове «завоевывает» — в войне нет места компромиссу. Какая-то из сторон побеждает, какая-то терпит поражение. Таким образом, компромисс — это отказ от роста, от открытия новых горизонтов, от пробивания личного стеклянного потолка. Задайте себе вопрос, а не путаю ли я с компромиссом желание оставаться в зоне комфорта?

Компромисс — это манипуляция

Компромисс в переводе с латинского — соглашение с кем-то, достигаемое взаимными уступками. Но как эти уступки могут быть взаимными? Юристы открыто говорят о том, что компромисс — это инструмент манипуляции, подготовленный заранее. Возьмем рабочую ситуацию по согласованию бюджета любого проекта. Как часто мы заведомо завышаем цифры или дополнительные статьи расходов, чтобы потом создать иллюзию компромисса и в конце концов получить запланированную сумму? На дискуссии мы шутили о том, что всегда выигрывает тот, у кого уровень эмоционального интеллекта выше — он побуждает к компромиссу более слабого, который остается убежденным, что обе стороны в чем-то уступили. Всегда будьте внимательны к тому, насколько значительны уступки вашего оппонента.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Компромисс — это инструмент «правильных людей»

Для людей постсоветского пространства существует запрет на конфликт. Поэтому стратегия избегания конфликта так распространена. Мы боимся внешней оценки наших действий и часто безотчетно готовы согласиться на худшие для нас условия. Знакома ли вам бытовая ситуация, когда водитель такси включает у себя громкую музыку или официант принес холодную пищу, а вы отмалчиваетесь и даже гордитесь собой за это — мол, я вежливый человек и не иду на конфликт. В бизнесе привычка «видеть правильно» работает аналогично. Компромисс имеет обманчиво положительную окраску, которую нужно остерегаться.

В поддержку этого утверждения приведу пример из книги «Никогда не идите на компромисс» Кристофера Восса: «Жена хочет, чтобы ее муж носил черные туфли под костюм. Мужчина не хочет — ему нравится коричневые. Что делать? Наверное, искать компромисс. Он идет в разных туфлях: одной черной, другой — коричневой. Или это лучшее решение? Отнюдь. Вообще-то это самое плохое решение, что только может быть. Любой из противоречивых вариантов — черные туфли или коричневые — был бы лучше компромиссного. Каждый раз, когда захочется пойти на компромисс, вспоминайте об этих распарованных туфлях».

Выбор — идти на компромисс или нет — за вами

А ведь в этом и заключается лидерство. Есть множество ситуаций, контекстов и мотивов. Однако главное делать это осознанно. Вы должны понимать, почему выбираете именно такой сценарий развития ситуации, и смело ему следовать, даже если этот сценарий для вас проигрышный. Высокий уровень эмоционального интеллекта сделает вас «антихрупким» к ловушкам компромиссов и освободит от деструктивных эмоций и переживаний. А значит, — более успешнеми и более счастливыми.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X