Дружба брендов: выгоды и риски

20 ноября 2019, 18:00

Стратегическое партнерство и совместная аренда позволят получить франчайзинговым проектам лучшие локации, снизить расходы и найти новых клиентов

Дефицит помещений и рост цен на аренду заставили украинские франшизы искать новые форматы сотрудничества. Один из заметных трендов последнего времени — создание коллаборации, когда две или больше франшиз вместе снимают помещение.

Видео дня

Это был вынужденный шаг — стоимость аренды помещений в Киеве и крупных областных центрах постоянно повышается, а мест в МАФах с хорошей проходимостью почти не осталось. В тоже время франчайзинговые сети переживают этап бурного роста, но из-за дефицита помещений, вынуждены оптимизировать не только площади, оставляя только ключевые продукты, которые наиболее востребованы их гостями.

Более того, мы не раз наблюдали войны за хорошие помещения. Во многом их спровоцировал успех «Семейной пекарни» и «Франс.уа» — часто собственники или риэлторы, узнав, что их локацией интересуется франчайзи этих объектов, не сдерживали себя и повышали цены вдвое. Аналогичные истории могут рассказать франчайзи «Аромокави», «Львівських круасанів» и «Эко-Лавки».

Дальше всех пошел известный пивной бренд, который целенаправленно перекупает лакомые места: его представители в марте приходят к собственникам МАФов в проходных местах и предлагает арендную плату в полтора-два раза выше. Так получают точку на «сезон» — до октября месяца.

Как работает коллаборация

Например, житомирская франшиза Sharikava предлагает три формата франшизы, в зависимости от площади помещения, где будет располагаться точка. Формат кафе на 150 метров — самый дорогой, а значит ремонт и аренда потребует больших инвестиций. Но этот бренд может объединиться с партнером, у которого есть дополняющий продукт и усилит позиции кофейни.

Такой подход уже практикует «Эко-Лавка», магазин которой в среднем занимает 50 метров. Франчайзи ритейлера берет помещение побольше в хорошем месте и приглашает разделить его с другими неконкурентными бизнесами.

Партнерами «Эко-лавки» уже стала «Аромокава», точки с мороженым, винные и цветочные магазины и фитнес-центры. Интересно такое партнерство может быть для турагентства или аптеки. Все предприниматели будут дополнять друг друга и экономить на аренде.

Сейчас больше всего коллабораций у «Эко-лавки» и у «Аромокавы», но и у других франшиз есть возможности искать себе партнеров

Сейчас больше всего коллабораций у «Эко-лавки» и у «Аромокавы», но и у других франшиз есть возможности искать себе партнеров.

Например, детские студии могут кооперироваться с небольшими форматами кофеен. Родители минимум час ждут детей, и чашка кофе не будет лишней. Кофейни могут появиться и в больших сетевых магазинах, которые размещены не в торговом центре, а в отдельно стоящем здании — как Zara и Mango на Крещатике. Кстати, в Нью-Йорке кофейни в магазинах Uniqlo — обычное дело.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В будущем бренды могут увеличить прибыль за счет синергии, совместных акций и скидок. Партнеры перекрестно рекламируют бизнес друг друга и могут рекомендовать их своим клиентам.

Есть и риски. Когда один из арендаторов съезжает, второй получает полную арендную плату и должен тратить время на поиск партнера или пострадать из-за его репутации.

Интересно, что на Западе очень ценятся «нахоженные места». Настолько, что арендаторы/ покупатели помещения платят goodwill — платеж за место, которое принесет покупателю прибыль в будущем практически без его собственных усилий. Например, как аптека при госпитале или популярная булочная в Амстердаме, где начинает работу точка с круассанами.

В Европе суммы goodwill достигают 100 тысяч евро. В Украине этого пока нет, и все «сливки» достаются разве что собственнику помещения, который постоянно повышает цену аренды.

И еще один совет будущим партнерам: новичкам, которые только выходят на рынок, лучше не кооперироваться на старте с большими брендами — акулы съедят мальков.

Кроме недорогой аренды, «мальки» не получат синергии, да и аудитория не будет их идентифицировать. Выход — быть очень яркими и рвать аудиторию.

Партнерам не лишним будет прописать условия «аккредитации», чтобы в будущем избежать конфликтов. Речь идет о единой цене на общие позиции, например, воду, синхронное открытие и закрытие точек, условия проведения совместных акций и «развода», если придется разъехаться.

Дружба брендов не случается в одночасье и не происходит сами по себе. Но поиск и работа с партнером часто является катализатором нового этапа развития бизнеса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X