Директора, баристы или пожарные? По каким специальностям компании нанимают персонал после карантина

10 сентября 2020, 16:30

По позитивным прогнозам консалтинговой компании McKinsey, уровень безработицы в докарантинных показателях в Европе возобновится не ранее конца 2021 года. В худшем случае — только в 2024.

Какова же ситуация сегодня с безработицей на украинском рынке труда, насколько глубоким является дефицит вакансий, готовы ли компании нанимать сотрудников, и есть ли спрос на такие специальности как HR-менеджеры, бариста и пожарные?

Видео дня

Проанализировав официальные данные Государственной службы занятости (далее — ГСЗ) за последнее полугодие, можно утверждать, что работодатели не спешат нанимать работников: по итогам января-июля 2020 года, дефицит вакансий в Украине составил почти 355 тыс., а количество зарегистрированных безработных сегодня вдвое превышает количество открытых позиций.

Если сравнить данные ГСЗ за июль 2020 года с аналогичным периодом 2019-го, то увидим, что сегодня количество зарегистрированных безработных в Украине составило 518 тыс. человек, а это на 80% больше, чем в прошлом году. В свою очередь, количество вакансий, которые предприятия подали в службу занятости, составило 58 тыс., что на 38% меньше, чем в прошлом году.

Большинство украинских работодателей не планируют до конца года вводить новые позиции, а в отдельных случаях даже отказываются от реплейсмента (замена уволенного)

Стоит учесть, что статистика ГСЗ, которая отражает официальные данные зарегистрированных безработных и перечень вакансий, неполная. Реальное положение в сфере можно оценить лишь оперируя и данными о нелегальной занятости на рынке труда Украины.

В то же время аналитика от сайтов поиска работы и новости вроде «количество безработных в Украине перестало расти три недели назад, но показатель уплаты единого социального взноса (ЕСВ) падает» указывают на то, что уровень нелегальной занятости растет. Это в недавнем интервью подтвердил также и министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко.

Возвращаясь к официальной статистике ГСЗ, следует заметить, что такой существенный прирост числа безработных за последнее полугодие является следствием многих факторов, в том числе и закрытых во время эпидемии границ. Ведь большинство людей, которые раньше составляли категорию «трудовые мигранты», сегодня временно находятся в Украине. Теоретически, это могло бы открыть для государства и бизнеса немало возможностей, ведь о проблеме оттока рабочей силы за границу не говорил в последнее время только ленивый.

Но есть ли экономические предпосылки бизнесу открывать новые вакансии и создавать новые рабочие места? Есть ли необходимость и возможность?

В нынешних условиях большинство украинских работодателей не планируют до конца года вводить новые позиции, а в отдельных случаях даже отказываются от реплейсмента (замена уволенного), замораживая уже имеющуюся в штатном расписании должность «до лучших времен», оптимизируя ресурсы и статьи постоянных расходов.

Однако есть профессии, которые остаются востребованными даже во время кризисов. Далее я бы хотела рассмотреть некоторые из них, а также проанализировать спрос-предложение на рынке для наиболее распространенных специальностей в бизнесе, таких как топ-менеджеры, HR-менеджеры, а также продавцы-консультанты.

Высшее и среднее руководящее звено (директор предприятия, исполнительный директор, начальник, согласно классификатору профессий)

Согласно статистике ГСЗ, дефицит таких вакансий, как директора предприятий и исполнительные директора, сегодня составляет 8386 единиц. То есть, разрыв между количеством вакансий, которые рынок труда предлагает по этой специальности и резюме довольно существенный, и спрос почти в 18 раз превышает предложение.

По моему мнению, это свидетельствует о ряде факторов: за последние полгода большинство компаний оптимизировали свою организационную структуру и сделали ее более плоской, оставив в штате тех, кто выполняет работу (doer-ов), а также сократили количество управленческих уровней и часть должностей линейных и средних менеджеров.

Из личного опыта скажу, что одним из путей оптимизации любой бизнес-структуры является уплощение и укрупнение. Поэтому если вы планируете оптимизировать должности ТОП и мидл-менеджмента, которые являются наиболее «дорогими» для бизнеса, начинать следует с четкого анализа целей, которые стоят перед компанией: процессов и загруженности сотрудников (реальной, а не формально-декларируемой). Также следует принять во внимание классический span of control, то есть, понимание, с каким количеством подчиненных менеджер может работать, не теряя качества менеджмента в полноценном цикле планирование-организация-координация-мотивация-контроль.

Конечно, каждому руководителю бизнеса хочется верить в эффективность самоорганизующихся команд, но следует помнить, что они не рождаются зрелыми, а проходят этот путь с помощью менеджмента, поэтому идея принять желаемое за реальность и избавиться от менеджмента может иметь существенные негативные последствия и влияние на бизнес-процессы компании.

Интересно, что сегодня в Украине многие до сих пор хотят быть руководителями, несмотря на современные тренды и реалии, когда эксперты и профессионалы сейчас имеют значительное профессиональное влияние и часто объединены в матричные структуры.

Хотя, возможно, такой существенный дисбаланс между большим количеством безработных менеджеров и минимумом свободных вакансий свидетельствует о кризисе перепроизводства «начальников» на рынке труда в предыдущие годы и силу инерции, когда «эффективным способом управления была армия», как писал известный американский экономист и консультант в области менеджмента Питер Друкер.

Автодорожники (авторемонтник, асфальтобетонщик, съемщик-укладчик асфальтовых плиток, мастер производственного участка, начальник бригады, мастер путевой, производитель работ)

Исторически так сложилось, что значительный пласт занятости в этой сфере — теневой. Соответственно, в данных ГСЗ мы видим совсем небольшое количество официально зарегистрированных вакансий и безработных.

Например, по такой специальности как «мастер путевой», дефицит кадров составляет лишь 13 человек при общем количестве вакансий 43. Похожая ситуация с такими специальностям как «асфальтобетонщик», дефицит кадров для которой составляет лишь 149 человек при общем кол-ве вакансий 300 единиц. Похожие данные имеют и остальные рассмотренные специальности.

Количество вакансий, которые предприятия подали в службу занятости составило 58 тыс., что на 38% меньше, чем в прошлом году

Вместе с тем, я считаю, что по 7-ми специальностям очень трудно судить о такой большой отрасли как автодорожное строительство, ведь существует немало процессов в укладке асфальта и вряд ли они ограничиваются несколькими специальностями. Однако в классификаторе профессий ГСЗ специальности в области автодорожного строительства не проработаны институционально.

К примеру, существует множество вариаций таких рабочих специальностей как слесари, техники и ремонтники, однако, рассматривать их «под фильтром» автодорожного строительства нет смысла, потому что такая детализация отсутствует. Немалый дефицит кадров можно заметить в специальности «исполнитель работ», но нет никакой гарантии, что она касается именно дорожной отрасли, однако, такая детализация сегодня существует даже для такой сферы как водное хозяйство, вакансий по которой фактически нет, а в классификаторе уже появились даже такие специфические профессии как «специалист по нетрадиционным видам энергии». С учетом того, что отдельные государственные институты имеют предметный интерес к автодорожному строительству, было бы неплохо сделать нормативное наполнение профессионального ряда более цивилизованным.

Бариста

К счастью, эта молодая профессия нашла отражение в классификаторе профессий ГСЗ и даже в кризис она радует глаз гармоничным балансом спроса и предложения. Бариста появились в Украине сравнительно недавно и уже приобрели немалую популярность, ведь изначально имидж этой профессии был сформирован как современный — кто же не любит атмосферу современного кафе, где стильный парень или девушка с модной прической колдует над душистым фильтр-кофе или эспрессо, разливая его в красивые гофрированные стаканчики. Такая слава профессии также вызвана открытием кафе третьей волны, все большей популярность зернового кофе и различных методов его заваривания, что делает эту работу такой распространенной и все более востребованной.

Продавец-консультант

Сегодня ситуация с наличием свободных вакансий продавцов-консультантов на рынке труда достаточно сложная и спрос почти вдвое превышает предложение.

За последние годы розничные компании немало инвестировали в популяризацию этой специальности, ведь именно они очень страдали от кадрового «миграционно-сезонного голода». Однако при более серьезном этапе карантина в марте практически все точки розничной торговли non-food retail были вынуждены приостановить работу, а большая часть товаров была запрещена к реализации. Поэтому сейчас розничный сектор стоит перед серьезным вызовом высоких арендных ставок, низкой покупательной способности населения и сложностью сохранения и оплаты рабочих мест продавцов при отсутствии выручки.

Пожарный

Когда моему сыну было 5 лет, он очень заинтересовался выбором профессии, ежедневно рассматривал все новую и новую: на смену «учителю» приходил «тренер езды на роликах», а впоследствии он сильно увлекся пожарными. Эта профессия ему так понравилась, что его рисунок с мальчиком и тушением пожара «Мы спасем мир» поехал на выставку детских рисунков во Францию в 2016 году. Конечно же, я не могла оставить без внимания эту серьезную, важную и непростую специальность. Именно она сегодня имеет сбалансированный спрос и предложение на рынке труда. Считаю, что это свидетельствует о грамотном управлении профессиональным стримом и отсутствием кризиса «перепроизводства», во время которого выпускники с дипломом, например «менеджера», требуют дополнительного коучинга для понимания, куда именно смогут трудоустроиться.

Менеджер по персоналу

Сегодняшний кризис, как лакмусовая бумага, подсветил как уровень зрелости менеджмента компаний, так и профессионализм, и ценность многих HR-менеджеров, определенным «рыночным» образом расставив точки над i.

Сейчас немало украинских компаний четко осознают, что people management — это очень важная функция в бизнесе, поэтому в такое непростое кризисное время усиливают команду HR-ов калибровыми специалистами, чтобы ключевой капитал компании — люди — сохранялся и развивался. И речь здесь о всх функциях в HR: от employer branding (HR-брендинг) до HR-администрирования и трудовых отношений.

Однако даже сегодня, несмотря на современные тренды, часть предприятий отходит на предыдущий этап эволюции HR-функции, «отдавая кадры обратно в бухгалтерию», а функцию подбора перекладывают на плечи линейных руководителей, что, возможно, и стало основой для существенного дисбаланса спроса и предложения, который мы видим сейчас на рынке.

Хотелось бы верить, что кризис станет возможностью для предприятий — переосмыслить и объективизировать роль HR в компании (аs is — should be), а для самых HR-ов станет мотивацией для дальнейшего роста и развития в профессии, освоения смежных специальностей, которые позволят стать еще более эффективными и востребованными специалистами на рынке труда.

Вызовы пандемии показали ценность общения human-to-human (человек с человеком), что является важнейшей составляющей этой профессии, наряду с аналитикой цифр и трендов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X