Пришел кризис? Время выходить на новые рынки

1 июня 2020, 07:40

Новое окно возможностей для украинского бизнеса.

Завершение карантина вовсе не означает, что бизнес сразу вернется к прежней жизни. В лучшем случае кумулятивный эффект кризиса страны будут ощущать еще несколько месяцев. В худшем — к первому кварталу 2021 года. Как и любой кризис этот период может стать возможностью для украинского бизнеса, в частности, в завоевании новых позиций на мировом рынке.

Видео дня

С экономической точки зрения, наступление COVID-19 разворачивается на двух фронтах: шоковое падение поставок, поскольку осложняется поступление комплектующих и товаров из пострадавших регионов, и шок в потреблении. Вы, наверное, знаете о трех сценариях развития любого кризиса.

  • V-образный, когда после экономического потрясения производство восстанавливается до прежнего уровня.
  • U-образный, который повторяет первый, но с той разницей, что экономический шок будет более длительным.
  • L-образный, он означает, что восстановление после падения будет более длительным и болезненным. Этот сценарий «ломает» рынок труда, возможность накопления капитала, производительность, цепочки поставок. Именно этот вариант представляется наиболее вероятным, когда мы говорим о кризисе, вызванном COVID-19.
Ключевой риск, с которым сталкивается сейчас много украинских бизнесов — это потеря прямого контакта с клиентом

Другими словами, разблокировка экономической жизни после карантина — еще не означает завершение периода пандемии. Ведь возможна повторная вспышка. Если учесть рецессию глобальной экономики, то бизнесу стоит готовиться к достаточно медленному и кропотливому восстановлению. По этим причинам сегодня крайне важно не только пересмотреть свои планы, бюджеты и стратегии развития, но и найти новые возможности для роста даже при таких сложных условиях, используя стратегию малых шагов. То есть не строить выверенные долгосрочные планы, а фокусироваться на краткосрочных целях. Учиться гибко и быстро реагировать на любые изменения внешней конъюнктуры и новые вызовы.

Сейчас важно сохранить то, что является ключевым аспектом для успеха бизнеса. Если для компании ключевое — это доверие клиентов, тогда фокус нужен именно на этом. Если это — сотрудники, то пытаться их сохранить и принять все возможные меры по их удержанию. Если, например, в краткосрочный период компания сталкивается с нехваткой финансирования, падением оплат от покупателей, то усилия, в первую очередь, должны быть направлены на то, чтобы с этим справиться.

На мой взгляд, ключевой риск, с которым сталкивается сейчас много украинских бизнесов — это потеря прямого контакта с клиентом. Это также вызывает замедление бизнеса, снижение темпов продаж. Поэтому нужно искать новые каналы и форматы для коммуникации с клиентом и не ограничиваться только социальными сетями, телефонными звонками, вебинарами.

Разрабатывая кризисные сценарии, важно также начинать открытый диалог с партнерами, сотрудниками, кредиторами первыми — еще до того, как проблема стала явной. Например, говорить о реструктуризации лучше уже сейчас, а не потом, когда компании с такой проблемой станет намного больше. Это важно не только для долгосрочного сотрудничества, но и для выживания компании.

Но и этого недостаточно. Пожалуй, никто не мог предположить, что именно вспышка вируса сможет вызвать такой экономический срыв. Вполне предсказуемо, что события с низкой вероятностью и мощным влиянием будут продолжать случаться. Это будут новые заболевания, последствия суровых погодных условий, землетрясения, социальные волнения, банковские кризисы и тому подобное.

Один из основных выводов, которые должен сделать бизнес: самоизоляция на решение только своих проблем — далеко не лучшая стратегия. Компании должны принять меры, чтобы помочь своим клиентам, партнерам и другим контрагентам противостоять последствиям этой вспышки. Это может быть отказ от определенных комиссионных и штрафных санкций, увеличение количества средств стимулирования продаж и предоставление избирательной финансовой помощи. Это важно, поскольку это не только позволит клиентам быстрее оправиться после завершения пандемии, а и будет еще долго влиять на их отношения с компанией, ведь они будут очень хорошо помнить, как именно вели себя их партнеры в течение этого кризиса.

Мировые компании готовятся к вляниию пандемии и рецессии путем создания групп реагирования на кризис, разработки ряда сценариев воздействия на бизнес, а также проведения финансового стресс-тестирования для обеспечения непрерывности деятельности. Они понимают, что быстрые действия могут помочь защитить каналы поставок и предприятия в целом.

Наступление COVID-19 разворачивается на двух фронтах: шоковое падение поставок, поскольку осложняется поступления комплектующих и товаров из пострадавших регионов, и шок в потреблении.

Например, моделирование может быть очень эффективным в выявлении потенциальных сбоев, а также возможных мер на уменьшение их последствий, таких как определение альтернативных поставщиков, внесение изменений в спецификации товаров и изучение различных вариантов экстренной доставки.

В глубоко взаимосвязанной мировой экономике последствия таких событий все чаще вряд ли будут ограничиваться границами одной страны. Вспышка подчеркнула степень, в которой многонациональные компании США — и глобальная экономика — полагаются на Китай. Если в 2003 году, когда распространение атипичной пневмонии привело к обеспокоенности касательно глобального нарушения цепочки поставок, доля Китая была намного меньше, чем сейчас. Объемы международной торговли резко увеличились, а цепочки поставок в мире стали гораздо более взаимозависимыми.

Сейчас с уверенностью можно ожидать, что произойдет интенсивная борьба за перенаправление и диверсификацию цепочек поставок из разных стран и регионов, возможное значительное уменьшение объемов международной торговли.

Украинскому бизнесу стоит проанализировать узкие места и сложности поставок, которые обнаружил кризис на глобальном рынке. Например, сейчас имеет место нехватка медицинского оборудования, которое, главным образом, производилось в Китае. Многие отрасли в Европе столкнулись с нехваткой компонентов, поставляемых из Китая и Азии. Руководители европейских компаний пока ищут возможности диверсифицировать свои цепочки поставок. Для того, чтобы быть конкурентоспособным на европейском рынке в качестве альтернативного поставщика, украинскому бизнесу важно использовать кризис, вызванный COVID-19, для совершенствования внутренних процессов, риск-менеджмента, развития гибкости.

Успех — это умение двигаться вперед при любых условиях. Территориальная близость к странам ЕС и сложность логистики с традиционных рынков, с которой столкнулись многие государства, создают уникальное окно возможностей для украинского бизнеса, который может стать альтернативным поставщиком товаров и услуг.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X