Высота цены или длина очереди. Когда и как победим дефицит топлива в Украине?

18 мая, 07:23

Проблемы осознали, нужно время для решения.

Давайте начнём с начала. Первопричина всех событий вокруг горючего заключается в недостатке поставок. Внутреннее производство разрушено, запасы разбиты или исчерпаны. Вынуждены строить новую систему обеспечения через европейскую границу, через которую раньше почти ничего не поставляли. Это требует времени, ведь никто в Европе нас не ждал — ни поставщики нефтепродуктов, ни транспортники. Поэтому условно нам нужно 3 единицы, а мы завозим 2.

Видео дня

Проблему уже осознали и в правительстве. На прошлой неделе делегация украинских трейдеров, чиновников и специалистов госкомпаний, как «Нафтогаз» и «Укрзалізниця», отправилась в Варшаву на встречи с представителями власти и бизнеса Польши, Румынии и Германии. Там все услышали, что в Европе хватает своих проблем, ресурса лишнего нет, транспортная инфраструктура требует трансформации (читай времени).

Но удалось диагностировать проблемы и наметить план решения. Что-то можно сделать быстро. Например, выяснилось, чтобы удвоить мощность отдельных коридоров полякам нужно найти 10−15 дополнительных работников. Или, чтобы значительно оживить отправку вагонов из одного из портов, нужно подключить еще одного таможенника.

Есть и другие проекты, которые потребуют инвестиций в порты, нефтебазы и транспорт, а значит времени.

Надо понимать, во-первых, ментальность европейцев (не самых быстрых людей в мире, но, безусловно, замечательных), во-вторых, не все решают деньги, как это обычно работает у нас. Там все хорошо, в отличие от нашей ситуации.

Итак, перспективы есть, они обнадеживающие, но нужно время. Да еще далеко не факт, что мы уже видим все проблемы на этом пути. Пока рынок не наполнится, проблема дефицита и спекуляций никуда не исчезнет.

Но некоторые формулируют иначе — проблема в спросе выше поставок. Поэтому нужно его гасить.

В частности, много призывов (главным образом в соцсетях) к отмене госрегулирования. Мне трудно было поверить, но сам слышал, как по телевизору об этом заявила Юлия Тимошенко. Логика поняла: взлет цен до 60−70 грн/л (а некоторые считают, что даже выше) прибьет спрос, прекратит спекуляции с перепродажей горючего и обеспечит свободную продажу. Но нужно понять, что в таких ценах будет 100% прибыли (которую между собой разделят оптовики и АЗС), это никак не поможет больше поставлять. Никак не ускорит этот процесс. Скажу больше: когда зарубежные поставщики и перевозчики увидят такую либерализацию, дополнительно увеличат тарифы.

Как такие цены будут платить люди, которые беднеют на глазах из-за падения экономики? И не закричат ли об этом те, кто сегодня так требует снять госрегулирование?

В правительстве считают, что достаточным барьером для ограничения потребления являются очереди на АЗС и ограничение продаж в бак, которое вынуждены вводить розничные сети. По факту те, кому горючее действительно нужно, научились его находить. Со своей стороны, бизнес признает, что действующая система расчета предельных цен адекватна и проблема не в госрегулировании, а в недостаточности поставок. Также всем понятна политическая составляющая этого вопроса.

Да, спекуляции по 60−70 грн/л будут продолжаться, если правительство по-настоящему не проникнется контролем. Только настоящим, а не проверкой чеков, которые спекулянты вообще не выдают.

Что мы видим сегодня. Высокие цены и длинные очереди делают свое дело, потребление понемногу падает. В то же время снабжение понемногу, но растет. Активно увеличивается объем поставок автотранспортом, в том числе благодаря оперативному снятию бюрократических преград. Но главная проблема — с железнодорожными партиями, тоже имеющая перспективу постепенного решения.

Надеюсь, что к концу мая дефицит немного угаснет. Вряд ли исчезнут ограничения, но они будут не столь суровыми. В июне нас ждет новый вызов — жатва, но и к тому времени должны улучшиться поставки по нескольким направлениям. В целом к августу должна заработать новая система снабжения.

Если кому дискомфортно без бензина, вспомните о наших ребятах на фронте, сразу попустит.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X