Есть ли будущее у информационных каналов?

2 декабря 2021, 16:40

Популярно мнение о том, что телевидение никто не смотрит. Потому что все уже побежали в интернет. Это утверждение легко проверить благодаря детальному измерению ТВ. Сразу начнём с этого.

Видим, что за последние 7 лет объемы потребления ТВ почти не изменились. В среднем за год каждый день телевизор — именно линейные каналы — смотрят почти 6 часов в сутки, и эта цифра стабильна. Стоит еще раз повторить, что это средняя цифра для тех, кто включает телевизор — то есть если зрители решили не включать телевизор или вообще отказался от ТВ, то к данным цифрам их поведение не будет учтено.

Видео дня

Для этого есть другой показатель — который представлен в следующей таблице — это сколько жителей Украины включают телевизор в среднем хотя бы раз в месяц:

В 2021 году почти 26 млн. украинцев включают и проводят время с телевизором ежемесячно. С 2015 года цифра сократилась более чем на 6 млн. Сюда входят два больших фактора — это как и уменьшение населения, у которого есть в собственности ТВ, так и уменьшение количества людей, имеющих доступ к украинским ТВ-каналам из-за оккупации частей Донецкой и Луганской областей.

На что стоит обратить внимание, что последние три года эта цифра находится на уровне 25–27 млн. Это цифра, которая в разы выше охвата любым другим медиа. Когда мы говорим о телевидении — источник, который в среднем дает зрителям на выбор 68 каналов. И пользователь выбирает, что смотреть именно из такого набора каналов — а смотрит он потом в среднем 7 телеканалов. И представьте безграничность интернета, где, чтобы пробиться к зрителю, надо конкурировать с огромным количеством страниц и каналов  социальных сетях можно рассматривать каждого пользователя как отдельный канал). И каковы бы ни были космические показатели просмотров страниц или видео — по простоте и скорости доступа к пользователям телевизионные каналы существенно впереди.

А теперь почему это важно? За последнюю неделю активизировалась дискуссия, в окружающей медийной среде так точно — стоит ли ходить на эфиры, к кому стоит, у кого не стоит, у кого есть рейтинги, а у кого нет рейтингов из каналов или программ. Но эта дискуссия почему-то сводится к информационному вещанию — будь то новости или политические ток-шоу. Но в Украине у нас очень специфические зрители — они в большинстве своем уже хорошо знают, что в новостях говорят не совсем правду. Даже когда это не так, в информационном поле уже накопилось достаточно зрительской информации, и они именно с таким посылом воспринимают новости. Да, им нравится смотреть новости или шоу, в которых их мнение совпадает с говорящимся по ТВ. Но здесь также работает интересная закономерность — повторяемость: зрителям сначала говорят это с ТВ, потом они это постепенно усваивают, дальше им на тех же каналах повторяют — а еще лучше на разных — в этом, собственно, был феномен 112, Zik и Н1 — что можно было на разных каналах слышать похожие вещи. А дальше люди слышат то, что усвоили, и мысль начинает совпадать, они хорошо воспринимают этот канал. Но в целом они довольно критично относятся к телевизору. В чем здесь есть потенциал телевидения, с которым недорабатывают, потому что фокусируются на мысли, что влиять на зрителей стоит ли только через информационные каналы или новости и затем добавлять влияние политическим ток-шоу. Но помните, что уровень ожидания «новости лгут» у зрителей довольно высокий.

В следующей таблице информация о предложении — а именно, что украинские каналы предлагали зрителям в 2020 и 2021 году. Это распределение в процентах от всего времени программ, которые были на ТВ за макрожанрами – это не то, что смотрят зрители – это то, что предлагают зрителям каналы .

Суммарно информационное вещание составляет в 2021 году аж 21%. Другими словами каждый пятый час вещания украинских телеканалов был отдан информационно-политическому вещанию. Но если в таблице выше мы видели, что украинцам предлагают каналы — то в следующей таблице увидим, что именно украинцы любят потреблять , здесь показатель это уже распределение суммарного времени просмотра на макрожанры:

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В 2021 году информационно-политическая речь вошла в паритет. Сколько его предлагают столько и потребляют — 21% до 21%.

Но видим, что существенно выше спрос на художественный и развлекательный контент . И именно здесь уместно обратить внимание на то, что для укрепления информационного влияния существенно недопользуется сегмент развлекательной и художественной речи. Поскольку учитывая специфику того, что зрители очень скептически относятся к новостям с телевидения, они это могут хорошо фильтровать, потому что при разнообразии информационных каналов и новостей на разных каналах — зритель новостей ( а таких около 38%) смотрит в среднем 3.2 разных новостных каналов, они могут быть более устойчивыми к информационному прямому воздействию.

В 2021 году информационно-политическая речь вошла в паритет. Сколько его предлагают столько его и потребляют – 21% до 21%

Поэтому существование политического влияния в развлекательно-сериальных проектах – это то, куда надо двигаться. Для примера из нашего исследования мифов о раке — можно сколько угодно делать сюжеты и говорить в новостях и развеивать мифы, а можно в сериале одного из героев использовать для простого и прямого развеивания мифов. Также можно в сериале показать второстепенную линию преимущества зеленой энергетики и так далее. В общем, нельзя зрителя постоянно поучать установочным тоном и показывать ему новости и публицистику — надо быть веселым и развлекательным. Поэтому чисто информационные каналы со стороны их эффективного донесения обречены проигрывать развлекательным каналам, в которых информация будет зашита в развлекательный контент и поддержана новостями. Собственно здесь можно смело напомнить одну из моих любимых аллегорий – если вы хотите детям давать только полезную пищу – например морковь – то вам ее будет гораздо легче и эффективнее давать, если покрывать ее шоколадом.

Показать ещё новости
Радіо NV
X