От опиумных войн до сверхдержавы АI. Что нужно знать о Китае менеджеру из Украины

23 января 2020, 16:03

Записки из Поднебесной

Аналитический десант из бизнес-школы МИМ в составе собственников и управленцев из различных индустрий был высажен на территории Китая для разведки феномена быстрого экономического роста.

Видео дня

С первых минут пребывания стало понятно, что мы оказались внутри иной экосистемы. Привычный нам FANG (Facebook, Amazon, Netflix и Google) в переводе на китайский зазвучал, как BAT (Baidu, Alibaba, Tencent).

Мы оперативно установили WeChat и научились говорить 谢谢你 (спасибо). Английский на улицах Шанхая помогает слабо. Для маскировки многие из команды сразу же облачились в одежду бренда Uniqlo, что можно считать хорошим маркетинговым кейсом. Этот бренд официально не представлен в Украине, при этом комбинацией качественного продукта и сформированной позиции технологичной одежды завоевал сердца не только потребителей из Украины, но и всего мира.

Розничная разведка в черную пятницу показала, что в целом все тихо и спокойно. Мы немного опоздали, поскольку в день Холостяка — аналог черной пятницы по версии Alibaba (11.11.2019) общая стоимость товаров, проданных через эту платформу, превысила 268,4 млрд юаней (почти $38,4 млрд). И это за 1 день. В этот день на этажах в офисе Alibaba устанавливаются палатки, чтобы сотрудники могли больше времени провести с коллегами и переосмыслить понятие «цейтнот на работе»

Хороший человек это не профессия для Китая. Эффективный работник — вот, что действительно важно

Хороший человек это не профессия для Китая. Эффективный работник — вот, что действительно важно. «Работать по графику 9−9−6 (с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю) — это огромное счастье», — сказал Джек Ма.

В некоторых китайских компаниях даже принято давать пособия для пожилых родителей сотрудника. Для того, чтобы на семейном совете они мотивировали его работать еще эффективнее.

Население Китая — многочисленное, при этом в риторике руководителей больших производств постоянно звучала идея максимальной автоматизации. К примеру на посещенном заводе по производству оборудования для промышленной очистки воды на сотнях м. кв производственного цеха мы увидели лишь нескольких рабочих, которые контролировали роботов.

Нас предупредили, что преимущественный стиль управления в Китае — авторитарный. Лидерство тут значит очень многое. Лидеров ценят, почитают и с ними не спорят.

При этом локальные китайские компании начинают выигрывать битву за талантливых бизнес-лидеров. По статистике 40% бизнес-лидеров Китая мигрировали из мультинациональных корпораций в локальные.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Поскольку в локальных компаниях они получают больше полномочий и могут быстрее принимать решения, а также быстрее двигаться по карьерной лестнице. Также важно, что китайцы любят поддерживать долгосрочные отношения. Важен прицип — я помогаю тебе, ты помогаешь мне.

Вскоре мы поняли, что в Китае E-commerce означает M-commerce

Еще 5 лет назад покупки через смартфоны составляли порядка 50%, сейчас же это 78,8%. При том, что 30% от общего объема потребления в Китае — покупки онлайн.

Онлайн-оборот продаж одежды составляет $229 млрд в сравнении с $83,9 млрд в США и $119,2 в Европе

Китай — на первом месте в мире по объему онлайн продаж одежды. Одежда является топ-категорией в структуре китайских онлайн продаж. Электроника на втором месте (в абсолютном обороте. Несмотря на средний чек). Онлайн-оборот продаж одежды составляет $229 млрд в сравнении с $83,9 млрд в США и $119,2 в Европе. При этом характерен динамичный рост категории. (2016 год — $125, 8 млрд, прогноз на 2021 — $265, 3 млрд).

Примечательно, что во всех странах есть корреляция уровня благосостояния населения и доли проникновения онлайн торговли. Китай же выбивается из тренда. При сравнительно низком уровне благосостояния, в Китае самая высокая доля онлайн продаж.

Троица BAT (Baidu, Alibaba, Tencent) активно инвестируют в инновационные стартапы, поскольку понимают, что «разрушили» традиционные рынки быстро, создав новые, а значить также быстро могут разрушить и их.

S-Commerce platform уже стала привычной категорией для Китая

— Social platform + E-commerce platform = social-commerce platform. Первичная целевая аудитория — девушки. Поэтому желательно еще раз пересмотреть фильм «Чего хотят женщины» и адаптироваться к тренду.

Китай — мировой лидер по уровню проникновения Fintech. 60% проникновения в Китае в сравнении с 33% в США. При этом 34% единорогов в мире — китайские компании, что в первую очередь связано с активным развитием платежных сервисов в Китае.

— 8 китайских юникорнов работают в сфере fintech с оборотом $214, 6 млрд.

— для сравнения в США это 24 юникорна, но оборот 76,6 млрд.

Разведка получилась, благодаря тому, что информационный путь нам освещала лучшая бизнес-школа Азии CEIBS (top 5 Financial Times).

Показать ещё новости
Радіо NV
X