Адаптивный город: Как меняется городское пространство и успевает ли Киев за мировыми трендами

23 февраля, 11:45
Цей матеріал також доступний українською

Пандемия выявила слабые стороны городов в период кризиса. Цифровой разрыв, недостаточное количество общественных мест и зеленых зон — с целью решить эти и другие вызовы мегаполисы начали быстро адаптироваться к новым условиям.

Сложная на первый взгляд структура города в действительности является поддающимся изменениям механизмом. Какие проблемы современных городов существуют, и как сегодняшние строительные решения и новые технологии помогут их решить?

Видео дня

Экологические вызовы мегаполисов

Города занимают всего 3% территории земного шара, при этом потребляют почти 80% энергоресурсов и генерируют порядка 75% выбросов парниковых газов. В ООН отмечают, что мегаполисы имеют определяющее влияние на основные проблемы экологии, в частности, климатические изменения и загрязнение воздуха.

Главной проблемой Киева является хаотичный менеджмент, а также отсутствие единой стратегии с конкретными целями, бюджетом, определением ответственных за выполнение и проведение публичной отчетности

Строительство сильно влияет на окружающую среду — начиная с процесса производства стройматериалов, заканчивая утилизацией отходов после демонтажа объектов. Помимо того, отрасль потребляет более трети всех энергоресурсов. В итоге на строительство приходится 40% выбросов углекислого газа, что непосредственно влияет на изменение климата. В экономически развитых странах переосмысливают, как должен происходить процесс строительства с учетом актуальных проблем. Прежде всего, на сферу положительно повлияет переход на более экологичные аналоги. К примеру, четверть выбросов углерода в отрасли происходит из-за производства и использования цемента. Отмечают, что экологичная альтернатива материала помогает снизить этот показатель как минимум вдвое.

Главным источником выбросов СО2 остается эксплуатация зданий, поэтому энергоэффективность стала одним из главных решений в строительстве. Поэтому зачастую предпочтение отдают качественной теплоизоляции, использованию альтернативных источников энергии (солнечные батареи, тепловые насосы) и системам контроля потребления энергоресурсов. Так, в Европе реализуют программу реновации. Учитывая, что порядка 90% существующих зданий останутся до 2050 года, такое решение является более рентабельным. В ряде случаев сделать ремонт в объектах согласно стандартам энергоэффективности дешевле и экологичнее, чем построить новые.

В свою очередь, в Украине в этом году должна начаться программа термомодернизации. Насколько эффективно инициатива будет реализована покажет время, однако первое впечатление в виде отсутствия информационной кампании и публичных экспертных дискуссий, вызывают сомнения относительно реализации заявленных планов.

Еще один серьезный экологический вызов — загрязнение воздуха, которое, в том числе влияет на изменение климата. Для того чтобы решить проблему, реализуют специальные программы по популяризации общественного транспорта, в том числе экологического, развивают сети велодорожек, строят соответствующую инфраструктуру.

Примером гармоничного сочетания урбанизации и природы является Сингапур — к 2030 году здесь планируется увеличить зеленые зоны на 50%. В свою очередь, в Базеле (Швейцария) сделали обязательным требованием наличие зеленых насаждений на крышах новых объектов.

На готовность населенного пункта адаптироваться к изменениям может влиять не только его прогрессивность, но и плотность населения, площадь территории и географическое расположение. К слову, небольшим европейским городам, по типу немецкого Гейдельберга или швейцарской Женевы, легче внедрять устойчивые решения в своем планировании нежели азиатским городам-миллионникам.

Говоря о Киеве, выгодное географическое положение, благоприятные природные условия, комфортное количество населения, минимизируют дополнительные сложности на пути к развитию столицы. Главной проблемой является хаотичный менеджмент, а также отсутствие единой стратегии с конкретными целями, бюджетом, определением ответственных за выполнение и проведение публичной отчетности.

Как изменились города после Covid-19

В Covid-реальности первым делом начали решать проблему мобильности, в частности, развивая сеть велосипедных дорог. К примеру, в Париже перепрофилировали 50 км автомобильных дорог в велосипедные, в Барселоне построят еще 160 км в течение двух лет, а в Милане готовятся реализовать 750 км велосипедных полос к 2035 году.

В Киеве во время пандемии активно развились шеринговые сервисы — спрос на велосипеды и электросамокаты среди горожан возрос в разы. При этом актуальным остается вопрос инфраструктуры, поскольку текущая не справляется с нагрузкой. Согласно проекту Генплана, в Киеве планируется строительство более 1100 км веломаршрутов до 2040 года — к сегодняшним 65 км велодорожек.

К тому же карантинные ограничения повлияли на взаимодействие человека с пространством. Все больше объектов как жилых, так и коммерческих, используют модернизированные воздушные фильтры, системы мониторинга и улучшения качества воздуха, технологии биодинамического освещения. В свою очередь, помещения становятся просторными и гибкими за счет использования мобильных стен, акустических перегородок и других подобных решений. Быстрое реагирование мегаполисов на пандемию проявилось и в процессах диджитализации. В некоторых городах США запустили бесплатный интернет.

В Киеве также сделали ставку на цифровизацию городских процессов. В частности, начала работать система электронного билета в общественном транспорте, также автоматизировали процесс оплаты парковки и запустили онлайн-карту паркингов. Отчасти внедрение этих решений помогло столице подняться на 16 позиций в рейтинге Smart City Index, заняв 82 место из 118.

Как технологии помогают меняться городам

Если бы на города не влияли такие вызовы, как климатические изменения или Covid, что стало бы стимулом для изменений? В первую очередь, это рост городского населения, что означает необходимость грамотного использования ресурсов и обеспечение достаточной транспортной инфраструктурой.

Поэтому все чаще при городском планировании опираются на использование аналитики данных и интернета вещей (с англ. Internet of Things — технологии, которые собирают и управляют полученными данными от устройств в режиме реального времени). В развитых городах, преимущественно США, Европы и Китая, значительную часть бюджета направляют именно сюда — по прогнозам, к 2025 году расходы мегаполисов на технологии возрастут до 327 млрд долларов (в частности, в 2019-м они составляли 96 млрд долларов).

В Киеве только начали строить сеть для передачи данных, которую в первую очередь проложат в объектах социальной инфраструктуры. Помимо того, планируется установить сенсоры для контроля потребления ресурсов.

Сегодня в больших столицах информацию для анализа (сколько ресурсов потребляют здания или в какое время дороги являются наиболее загруженными) можно получать из разных источников, подключенных к сети. Специалисты применяют эти данные для тестирования и запуска проектов, которые практически точно показывают, как те или иные решения повлияют на жизнь.

Некоторые развитые мегаполисы уже работают над своими цифровыми «двойниками» — 3D-визуализациями, разработанными с помощью информационного моделирования. Эти решения включают все уровни управления городом: от контроля за дорожным движением до продуманной застройки территории. Они помогают управлять энергопотреблением зданий, оптимизировать инженерные сети и уличное освещение, тем самым делая возможным устойчивое развитие мегаполисов. Технологию полноценных виртуальных «двойников» города или его отдельных элементов (в зависимости от целей) тестируют в Сингапуре, Великобритании и ОАЭ.

Современные мегаполисы регулярно сталкиваются с большим количеством вызовов, которые требуют постоянных изменений. Это касается и климатических кризисов, и потребностей самих жителей. Поэтому город будущего — это адаптивные системы, которые отвечают современным запросам, постоянно развиваются благодаря новым технологиям и ставят в основу человека — как локально, так и глобально.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X