Стартапы и киберспорт — чего ждать в 2021 году

15 января 2021, 13:30

Быстрорастущий рынок и заветное внимание поколения Z. Почему стоит обратить внимание на esports.

Приставка «кибер» в словах будоражит не только умы простых людей, но и тех, кто всерьез занят инвестициями в инновации. Киберспорт — относительно молодое явление, которое насчитывает с натяжкой два десятка лет, а приобретать очертания серьезного бизнеса стало и вовсе недавно.

Видео дня

Осенью этого года киберспорт получил официальный статус в Украине, что наконец-то вывело его из андеграундного состояния, где он в общем-то уже неплохо варился в собственном соку, учитывая наличие отечественной экосистемы, живущей по своим собственным правилам.

Говорить о результатах приобретенного статуса еще рано, но как минимум одна цель была достигнута: впервые за долгое время тема киберспорта всплыла в заголовках национальных медиа. Для многих стало настоящим откровением, что киберспорт уже давно не просто забава молодых людей, а серьезный сектор бизнеса с высокими ставками, как в прямом, так и в переносном значении.

Мы в Украинском фонде стартапов лично стали свидетелями возрастающего внимания к этой сфере со стороны молодых предпринимателей, некоторые из которых даже успели получить грант. Именно поэтому я хочу посвятить этот блог именно киберспорту — одному из самых перспективных, по моему мнению, направлений для инвестиций в инновации предстоящего года.

Игры кончились

Согласно отчету Global Mobile Market Report от агентства Newzoo, которое занимается аналитикой игровой индустрии и киберспорта в частности, глобальный рынок esports показывает стабильный рост — около двадцати процентов в год. И даже катаклизмы 2020-го не смогли этому помешать, что хорошо демонстрирует предсказуемость и устойчивость этого рынка.

Пока остальные молили о пощаде, киберспорт смог преодолеть отметку дохода в $1 миллиард, а уже к 2022 достигнет объема от $1,8 до $2,3 млрд по версии Superdata. Подобному росту способствует и целевая аудитория, которая уже насчитывает полмиллиарда человек и к 2022 должна выйти на 700 миллионов, то есть мы видим ту же незыблемую 20%-ую динамику роста из года в год.

Украине же, по данным Александра Кохановского, председателя правления Украинской профессиональной киберспортивной ассоциации (UPEA) в интервью изданию UBR, достался кусок пирога в $40−50 миллионов с аудиторией в почти два миллиона человек.

Эти цифры могут не впечатлить магнатов и не сравняться с ритейлом или рынком моды, но именно для стартаперов киберспорт открывает такое нужное окно возможностей. Ситуацию можно сравнить с поездом, который в первом случае уже мчится на всех парах (а некоторые и вовсе доезжают свой последний рейс), а во втором — только начал разгоняться. Становится очевидным, куда легче вскочить на ходу.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Еще одним безусловным плюсом киберспорта является его открытость инновациям, о которых много любят говорить, но на практике либо не получается, либо не хочется. А порой и все вместе. Здесь же не место консерватизму, которым отличаются некоторые другие сферы (например, банковская). Эту мысль подтверждает Вячеслав Щербаков, менеджер по стратегическому партнерству и руководитель центрального офиса продаж StarLadder. В своем комментарии он четко характеризует киберспорт как молодую и быстрорастущую индустрию, которая полна возможностей для новых идей и их реализации.

Поскольку с каждым годом киберспорт играет все большую роль в жизни молодых тинейджеров, а иногда и стран (яркий тому пример — Южная Корея), то различные стартапы могут поучаствовать в непосредственном развитии целой индустрии. Вячеслав приводит в пример кейсы StarLadder с интеграцией в трансляции брендированных виджетов для коммуникации и более глубокой вовлеченности зрителей, чего до сих пор нет во время просмотра классического ТВ. А интеллектуальные помощники и чат-боты в киберспорте появились задолго до того, как это стало мейнстримом у многих крупных компаний, например операторов мобильной связи.

Аналогично отзывается об инновациях Олег Крот, управляющий партнер киберспортивного медиахолдинга WePlay Esports, который не понаслышке знает о них, так как на одном из последних турниров, OMEGA League, специалисты компании применили AR-решения для того, чтобы расширить площадь своей студии со сценой и добавить виртуальные объекты (например, карты, героев игры или окна со статистикой) в прямом эфире. «Консервативность — это не о киберспорте», — так он прокомментировал этот вопрос. Более того, WePlay Esports, понимая эту важность инноваций, чувствуют веяние времени и уже лично инвестируют в стартапы на перспективу.

Золотая terra incognita

На место под инвесторским солнцем всегда найдутся желающие и конкуренция в мире киберспортивных стартапов мало отличается от других категорий, за одним исключением — здесь вам действительно будет легче стать замеченным. База Crunchbase насчитывает 287 стартапов категории esports. В традиционных видах спорта, к примеру, трудятся в пять раз больше, а в уже упомянутых гигантах — ритейл и фэшн, почти в десять раз. Еще одна база AngelList насчитывает уже одну тысячу стартапов. Много ли это? На этой же платформе в традиционных видах спорта, например, значатся уже в восемь раз больше. Здесь стоит делать поправку на количество возможных задач и их решений в каждой индустрии, но даже без этого считать рынок перенасыщенным точно не приходится.

Скромное число стартапов вовсе не влияет на суммы инвестиций. Хрестоматийный кейс: стриминговая и всем известная платформа Twitch была куплена в свое время Amazon за миллиард долларов. Олег Крот, в свою очередь, обратил внимание на случай менее известный, но не менее денежный, а именно проект VSPN, провайдер киберспортивных решений, который привлек $100 млн в раунде B буквально пару месяцев назад.

Общее число вливаний в стартапы по данным все той же Crunchbase составляет почти два миллиарда долларов. Как видим, эта ниша стоит своего внимания уже сейчас, даже без учета уверенной динамики роста.

Ключевые направления

Киберспорт нуждается в ряде инициатив, которые хоть и представляют отдельные направления, так или иначе связаны друг с другом. В первую очередь, хочу отметить потребность в качественной аналитике, завязанной на Big Data и AI, технологиях AR\VR, рекламе, edtech, стриминговых сервисах и инструментах для построения комьюнити.

Турнирные операторы остро нуждаются в технологиях, которые позволяют собирать статистические данные для их последующего анализа. Эти данные широко используются букмекерами для прогнозирования ставок, а также рекламодателями и медиа партнерами для измерения метрик эффективности. В последнее время в прогнозах все меньше субъективизма и все большую роль отводят искусственному интеллекту. Хорошим примером этого будет украинский сервис Esports charts, который основал Иван Данишевский, президент Федерации киберспорта Украины.

Глобальный рынок esports показывает стабильный рост — около 20% в год. И даже катаклизмы 2020-го не смогли этому помешать

Ни один ивент, связанный с киберспортом, не проходит без участия спонсоров, рекламодателей и, конечно же, зрителей. Первые два всеми силами хотят заполучить внимание труднодоступного поколения Z. Для них одним из главных каналов получения информации служат инфлюенсеры. Здесь реклама вступает в тесный альянс со стриминговыми сервисами, где нужно не просто грубо, в лоб, рекламировать, а использовать нативный подход.

Расширил эту тему Вячеслав Щербаков: стримерам предлагают платформы по поиску партнеров/спонсоров, а также увеличение трафика. Кроме этого, сервисы могут упрощать настройку трансляции, добавлять различные фичи, виджеты, подключение донатов и прочего.

Это выигрышная ситуация для всех сторон. Примерами будут сервис монетизации стримов Donationalerts, создание интерактивной рекламы у стримеров с помощью Brandis, мобильное приложение Strafe для получения статистики игр, результатов матчей и новостей, Powerspike вместе с StreamHero — платформы, которые соединяют создателей контента, команды и спонсоров друг с другом, а также украинские Organization GG и Restream. Первая — платформа для взаимодействия профессиональных геймеров и стримеров с фанатами, которые получили грант от нашего Фонда, а вторая позволяет одновременно транслировать свое видео на 30 платформ, повышая охваты.

Во время пандемии у технологий AR\VR открылось второе дыхание. Поскольку офлайн ивенты были запрещены, турнирные операторы начали массово перестраиваться на виртуальные рельсы и чтобы компенсировать зрелищность живого присутствия, применение данных вещей помогло спасти ситуацию. Хотя карантин — явление временное, возвращение в офлайн не сделает эти технологии менее актуальными, ведь они могут быть использованы в обоих случаях, особенно учитывая успешный опыт онлайна.

Большинство киберспортивных дисциплин командные, поэтому вопрос поиска игроков стоит особенно остро. Здесь на выручку тоже приходят стартапы, среди которых отметим украинские DreamTeam и HexWix. DreamTeam объединяет игроков, тренеров, аналитиков, менеджеров, команды, турниры и компании. На платформе можно найти команду или игрока, спонсора или рекламодателя, а также проанализировать свою личную или командную игру. HexWix — похожий рекрутинговый сервис именно для киберспорта.

Но настоящей вишенкой на торте стали стартапы образовательных услуг. Начинающим игрокам предлагают обучающие программы, благодаря которой можно улучшить свою игру. Вас обучают профессиональные игроки, в зависимости от стоимости, это индивидуальные или групповые занятия, или совсем бюджетные по ранее записанным видео. Примерами служат сервис для обучения игроков Gamerzclass и Shadow.gg как помощник в анализе сыгранных матчей. Украинский аналог — мобильное приложение Mobalytics. Можно взять в наставники и персонального робота, если вы — истинный интроверт. Для таких случаев запустили стартап SenpAI, который анализирует стиль игры каждого пользователя, дает персонифицированные советы, подбирает видео из матчей профессионалов для ознакомления на основе его интересов.

В заключение

Нишевый, легко масштабируемый и перспективный esports показывает уверенный рост, которому позавидуют многие. Станет ли он меккой для молодых стартаперов мы узнаем уже в ближайшие два-три года, а пока что пожелаю успехов тем, кто решится внедрять инновации внутри другой инновации последнего времени — киберспорте.

Благодарю организации StarLadder, WePlay Esports и лично Вячеслава Щербакова и Олега Крота за помощь в подготовке материала.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X