Мыслить как японцы. Как легализация игорного бизнеса поможет украинской экономике
Скептики боятся, что легализация азартных игр в Украине приведет к открытию казино у каждого метро. И забывают, что это — способ привлечь в страну миллионы туристов.
14 июля 2020 года был принят закон «Про государственное регулирование деятельности по организации и проведения азартных игр». По факту данный закон не столько легализовал игорный бизнес в Украине, сколько вывел его из тени. Поскольку все эти годы в Украине работали тысячи игорных залов — пользуясь лазейкой в законе, а также используя коррупционную составляющую.
Итак, закон принят, подписан президентом и вступил в силу. Уже стартовала выдача лицензий на казино и игорные залы.
Теперь последним ключевым шагом перед запуском игорного бизнеса в Украине, осталось принятие нового налогового законодательства.
Какие плюсы и минус получит государство от легализации, какой вектор развития данной ниши мы выберем?
Опыт дальнего зарубежья
Во многих странах мира азартные игры давно легализованы в том или ином виде.
Есть признанные регионы лидеры по доходам от данного бизнеса.
Например, Лас-Вегас (штат Невада). Это — синоним игорного бизнеса, один из самых известных в мире городов с легализованными азартными играми, куда едут туристы не только со всех Соединенных Штатов, но и со всего мира. Ежегодно город посещает более 42 млн туристов. Каждый из них тратит в среднем $540 на азартные игры и еще около $380 на другие, не связанные с казино, потребности. В целом ежегодно в городе тратят около $22,68 млрд в казино, а суммарные расходы туристов в городе достигают $39 млрд.
Ежегодно казино и гостиницы Лас-Вегаса платят около $1 млрд налогов. Налогом облагаются также и выигрыши в казино.
В 1990-х годах в Лас-Вегасе появились различные казино и спа-центры, что наводило на мысль, что люди приезжают в отпуск, чтобы поиграть. Они стали известны как «полный комплекс услуг», и их можно было найти только в Атлантик-Сити, Неваде и Нью-Джерси. К началу 21 века стандарты для заведений с полным спектром услуг в Лас-Вегасе составляли не менее 3 тыс. гостиничных номеров, уникальную архитектуру, которая чаще всего была гламурной, бесконечные возможности для развлечений, возможности для отдыха как в помещении, так и на открытом воздухе, различные кулинарные и торговые возможности. Конечно, в центре внимания были «современные» возможности азартных игр.
Эта тенденция, видимо, была успешной, поскольку ежегодные туристические поездки в Мекку азартных игр увеличивались. Естественно, другие штаты хотели быть частью этой истории и получать все налоговые льготы, как это сделал Вегас, поэтому заведения с полным спектром услуг расширились в таких городах, как Атлантик-Сити, Рино, Билокси и округ Туника в Миссисипи. Позже эта тенденция распространилась на другие части мира, такие как Макао — сегодняшняя столица азартных игр.
Мега-комплексы казино преобразовали лицо и имидж Лас-Вегаса из чисто игорного заведения — до 1990-х годов — в развлекательный центр казино. Мега-казино, основанные на Лас-Вегас-Стрип, заставили Вегас расти и расширяться. Такие заведения, как MGM Grand и Monte Carlo, а также различные другие мега-казино, построенные близко друг к другу, привлекали внимание публики, и в 1997 году более 80% прибыли, полученной казино в Неваде, было получено от мега-казино.

Кроме того, эта концентрация огромных и экстравагантных игорных заведений стала самостоятельной достопримечательностью. Тем не менее, следует помнить, что одних азартных игр недостаточно, чтобы каким-либо образом повлиять на индустрию туризма. В этом отношении строительство казино стало менее прибыльным, чем строительство объектов с множеством возможностей для развлечений, причем азартные игры являются наиболее заметным из них.
Еще один пример — Макао, который часто называют азиатским Лас-Вегасом.
В 2019 году порядка 40 млн человек посетило Макао, экономика которого на 70% зависит от игорного бизнеса. При этом средний игровой доход на одного человека в Макао в два раза выше, чем в Лас-Вегасе. Вероятно это связано с природным азартом азиатского населения.
С приходом иностранных инвесторов казино были заменены курортными комплексами в стиле Лас-Вегаса в гораздо большем масштабе. В этот период открылись курорты Sands Macau, Wynn Macau, MGM Grand Macau и VeneÄan Macau, а также началось строительство десятков других комплексов. За это время площадь земель Макао увеличилась с 23,8 кв.км до 29,2 кв.км, при этом большая часть вновь освоенных земель была передана концессионерам игорного бизнеса.
Опыт наших соседей
Есть и более близкие нам примеры удачной легализации азартных игр — Латвия, Беларусь, Грузия. Здесь игровые заведения интегрированы в городскую инфраструктуру. Как правило, казино находятся в черте города, это — отдельные, небольшие (по сравнению с Лас-Вегасом и Макао) заведения.
И если в том же Макао примерно 45% дохода приносят туристы не из Китая. При этом, например, в Грузии только 20% игорного дохода приносят туристы из других стран.
Почему так происходит?
Вероятно это связано с двумя факторами. Первый из них — это страны-соседи. Рядом с Грузией располагается целый ряд стран, где гемблинг тоже разрешен (Россия, Армения, а теперь еще и Украина). И второе — это бизнес-модель. В Грузии небольшие казино интегрированы в город. Макао представляет собой отдельный город-казино. Для примера, развлекательный комплекс Venetia Macao включает в себя 3 тыс. гостиничных номеров, спортивно-развлекательную арену на 15 тыс. зрителей, 300 магазинов, 30 ресторанов и многое другое. Стоимость проекта — несколько миллиардов долларов.
Как Украине получать максимальный выгоду от легализации игорного бизнеса?
Развлечение это тот продукт, который мы можем успешно продавать на экспорт и при помощи него стимулировать развитие туристической отрасли в целом. Очевидно нам сложно будет пойти по пути Макао или Лас-Вегаса и создавать с нуля большие интегрированные курорты. Это сотни и сотни миллионов инвестиций. И пока я не вижу компаний и инвесторов, которые готовы в это вкладывать.
В тоже время Украина имеет достаточно удобное месторасположение и развитую сферу услуг. Кафе, рестораны, клубы, различные мероприятия, достопримечательности, наша культура. Используя все это, мы сможем привлечь иностранных туристов не только играть в казино, но и узнавать культуру нашей страны. И как следствие — тратить здесь свои деньги.
Пример Лас-Вегаса показывает, что каждый турист может тратить не только на игру, но и примерно столько же на все сопутствующие услуги. Для этого потребуются совместные усилия как отрасли, так и государства.
Несколько лет назад я был на большой презентации стратегии легализации гэмблинга в Японии. Там как раз рассматривали эту мысль как ключевую. Японцы рассуждали так — если такое огромное количество людей ездит в Макао, где по сути кроме казино больше ничего нет, то Япония может предложить гораздо больше. Кроме казино, страна может дать туристам свою культуру, достопримечательности, прекрасно развитую сферу услуг (например, в Токио самое больше количество ресторанов с мишленовскими звездами). Благодаря этому легализация игорного бизнеса даст шанс завернуть весь этот поток азиатских туристов в Японию.
Мне кажется, что такая стратегия может быть применена и в Украине. Если мы предложим туристами не просто возможность поиграть в казино, но и воспользоваться нашей сферой услуг, оценить культуру и достопримечательности, мы сможем завернуть большой поток туристов не только из стран бывшего СНГ, но также из Европы, Азии и арабских стран Ближнего Востока.