Легализация игорного бизнеса: трагикомедия или политический бизнес-роман?

21 февраля 2020, 07:30

Что, если на попытку государства вновь разрешить работу казино и залов игровых автоматов посмотреть как на социальную пьесу? Она на деле показывает, что такое демократия и право

На попытку государства вновь разрешить деятельность казино и залов игровых автоматов можно смотреть как на экономический трактат, законотворческую повесть или морально-этическую поэму. А что, если посмотреть на эту инициативу как на социальную пьесу? Она на деле показывает, что такое демократия и право.

Видео дня

Демократия — это о согласовании между собой интересов многих сторон, а право — это способ закрепить договоренности сторон на уровне закона. В данном случае, законопроект об игорном бизнесе — один из лучших примеров ввиду очевидности интересов и простоты процесса.

Чьи же интересы здесь пересекаются, и кто главные герои этой пьесы?

Лотерейщики — довольные жизнью ребята, крестные отцы большинства Автоматчиков. Жизнь раздала им в руки хорошие карты, и они не хотят их тасовать. Закон им не нужен.

Автоматчики — шустрые ребята, которые под крылом у Лотерейщиков поставили свои точки с игровыми автоматами. Некоторые Автоматчики не работают с Лотерейщиками, но делятся с Участковым. Часть из них готова работать по новому закону, другим хорошо и так.

Участковый — герой мифический, он как бы есть и должен бороться с Автоматчиками. Но чаще всего он появляется, когда Автоматчики с ним делятся. Ему новый закон ни к чему.

Крупье казино — иностранцы или местные дельцы. Хотят и могут работать вчистую, и новый закон может дать им такую возможность.

Букмекеры — понимают, что главное — залепить весь город рекламой, не лезть в чужие игры и смотреть, чтобы в их ставки тоже никто нос не совал.

Подростки — надеются на защиту Участкового. Собственно, они и будут играть в казино и залах игровых автоматов.

Депутаты — дети, которых посадили на первые парты, и они думают, что они что-то решают.

Продуманные — делают вид, что они депутаты, но на самом деле знают, кто решает.

Пьеса с этими главными героями разыгрывается уже не первый год. Большинство заинтересовано в том, чтобы закон был, все указанные герои собираются в одном месте и думают, как с этим жить. Это похоже на собрание ОСМД, когда жильцы решают, что будет перед домом — детская площадка, парковка, спортивный уголок или беседка для пенсионеров. Участок перед домом один, а интересов много, и всем обещали, что в ОСМД будет хорошо. Теперь главное — все эти интересы учесть.

Вот этот весь процесс и есть демократия — согласовать между собой абсолютно разные позиции. Это решение никогда не будет «в интересах большинства», большинство должно будет воспринять его как наиболее приемлемое и оправданное. Оно может быть таким, только если соблюдена процедура, и оно принято максимально прозрачно. В свою очередь, право станет способом закрепить процедуру и договоренности.

Для государства закон об игорном бизнесе может стать показателем его демократичности и дееспособности. Во-первых, нынешняя политическая элита сама вынесла игорный бизнес на повестку дня. Во-вторых, в этом вопросе влияние международных игроков минимально, а потому не получится утверждать о «руке Кремля» или «давлении Запада». В-третьих, если не получится справиться с этой задачей, то кто поверит, что получится с другими, стратегическими для страны с точки зрения притока инвестиций и бизнес-климата.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Что стоит учесть в процессе легализации игорного бизнеса в Украине? Этот путь можно пройти с минимальными потерями и положительным результатом, если следовать нескольким принципам. А именно:

— Отказаться от идеи наполнить бюджет за счет лицензионных платежей. «Игорка» не будет работать, как акциз на алкоголь и табак. Тем более, что во многих других странах цена лицензии покрывает только расходы на ее выдачу. Государство зарабатывает на налогах и договорах местной власти с казино об инвестициях в инфраструктуру и социальные проекты.

— Основной целью законопроекта должна быть защита большей части населения от негативного влияния игорного бизнеса. Конечно, нельзя допускать к игре людей с зависимостью и детей. Но запрещать состоятельному человеку снять стресс, играя в рулетку или в карты, бессмысленно. Он сделает это, разрешите вы ему или нет. При этом попутно будет развиваться теневая индустрия, от которой из-за отсутствия контроля защитить обычных людей намного сложнее .

— Отсюда третье условие — прозрачный и автоматический контроль за игрой. Современные технологии позволяют и идентифицировать игрока, и отследить ставки вместе с результатами розыгрыша. Здесь не нужно вдаваться до примитивного «дети будут показывать паспорт компьютеру». Идентификация через банковские карты отлично работает во многих сферах, может сработать и здесь. И это лишь один из возможных способов.

— Жесткие требования к рекламе и размещение игорных заведений в четко обозначенных местах, при этом стоит ограничить количество таких заведений на один населенный пункт.

— И наконец — понятные правила ведения бизнеса и доступный порог входа на рынок. Для Украины игорный бизнес действительно может стать одним из факторов развития туризма. Но для этого нужно, чтобы инвестор захотел инвестировать и мог понимать экономику бизнеса. Поставить цену лицензии 10 млн евро не сложно, но кто ее заплатит? Какой должен быть средний чек такого казино, если оно работает в белую? Есть ли настолько платежеспособные клиенты в Украине? Поэтому оценивать цену лицензии нужно адекватно, как и учитывать сложность регулирования.

В результате нужен закон, который позволит убрать множество игорных заведений с улиц и создать благоприятные условия для их официальной работы. Есть надежда, что его таки примут, а украинское общество станет адекватно воспринимать игорный бизнес и сможет защититься от крайностей.

Показать ещё новости
Радіо NV
X