Карты, деньги, крипта, войны. Чем обеспокоены центральные банкиры
Высокая зависимость многих экономик от доллара, эскалация торговых конфликтов в мире и риски цифровых валют — проблемы, которые сегодня волнуют лучших финансистов мира
Уже почти 40 лет подряд в конце августа ведущие центральные банкиры мира и представители академических кругов собираются в настоящем медвежьем уголке Америки — Джексон Хоул, штат Вайоминг, для обсуждения насущных проблем развития мировой экономики и деятельности центральных банков. В этом году впервые к этой дискуссии присоединились и представители Национального банка Украины.
Почему Вайоминг
Неужели в мире нельзя найти более приемлемого места для обсуждения глобальных экономических тенденций — Лондон, Нью-Йорк или, например, Шанхай? В ответ на этот вопрос организаторы симпозиума из Федерального Резервного Банка Канзас Сити объясняют, что главной причиной выбора такого удаленного места проведения было именно желание оторвать участников конференции от ежедневной рутины, чтобы они могли сосредоточиться на обсуждении глобальных стратегических вопросов. Но есть и другое объяснение: для повышения статуса мероприятия в 1982 году организаторы пригласили к участию тогдашнего председателя ФРС Пола Волкера, а поскольку он был заядлым рыбаком, то чтобы повысить вероятность его приезда, они выбрали местом проведения отель возле Джексон Лейк, которое считается одним из лучших для рыбалки в США.
В своей приветственной речи Председатель Федерального Резервного Банка Канзас Сити Эстер Джордж искусно связала место проведения конференции с вызовами, которые стоят перед центральными банками. По ее словам, Национальный Парк Гранд Тетон — сложная натуральная экосистема, компоненты которой (медведи, бизоны, олени и другие животные) в течение последних тысячелетий научились сосуществовать друг с другом, уважая право другого рода на свою территорию. С другой стороны, существенное оживление туристической активности в этом регионе в XIX веке после постройки железной дороги является ярким примером того, как равновесие в этой комплексной экосистеме может существенно измениться. Так, вследствие появления значительного количества туристов подкармливание диких животных (прежде всего медведей гризли) стало очень популярным аттракционом, который изрядно привлекал обе стороны. Но впоследствии эта практика имела очень негативные последствия как для здоровья медведей, так и для безопасности туристов, а возвращение к эффективному равновесному положению отнимало много усилий и времени.
Какие уроки могут извлечь из этой истории центральные банкиры
Первый насущные — не нужно кормить медведей, поскольку это опасно. Но если говорить серьезно, то важно понимать, что центральные банки являются частью комплексной мировой экосистемы. Их действия оказывают значительные последствия для всех членов этой экосистемы, но и другие институты (например, политики) существенно влияют на деятельность центральных банков.
Именно об этом и шла речь во время конференции — мировая экономика сильно изменились за несколько последних десятилетий, и это поставило перед центральными банками ряд новых вызовов. С одной стороны, можно констатировать, что центральные банки и другие полисимейкеры достигли значительного прогресса в выполнении своих традиционных задач, то есть обуздании инфляции и снижении уровня безработицы. И действительно, сегодня в большинстве стран мира наблюдаются рекордно низкие темпы инфляции и уровень безработицы. Кроме того, в мировой экономике нет явных признаков и значительных дисбалансов на финансовых рынках — в отличие, например, от ситуации конца 90-х в Юго-Восточной Азии или пузырьки ипотечного кредитования саб-прайм в США в 2007 году.

С другой стороны, появился ряд новых проблем, оказывающих значительное влияние на деятельность центральных банков.
Во-первых, ускорение темпов финансовой и торговой глобализации сделало действия центральных банков в отдельных странах гораздо связаннее между собой. Например, исследования специалистов Университета Стэнфорда подтверждают, что доллар США является уникальной мировой валютой, поэтому изменения в монетарной политике ФРС или на финансовых рынках США оказывают значительное влияние на все другие страны. В другой работе, которая была представлена на конференции, утверждается, что в последнее время из-за усиления глобализационных тенденций в процессе принятия решений по монетарной политике существенно возросла важность внешних условий (в частности, дифференциала внутренней и глобальной реальной нейтральной процентной ставки) — в противовес традиционному фокусу на внутренних условиях (то есть отклонение фактического уровня инфляции от целевого и уровня ВВП от потенциального). Кроме того, глава Банка Англии Марк Карни в своей речи отметил доминирующую роль доллара США в мировой торговле и последствия, которые это несет для макроэкономической политики. А именно, если большая часть экспорта любой страны номинирована в долларах, то внешняя конкурентоспособность страны гораздо больше зависит от динамики курса доллара США на мировых рынках, чем от изменения курса национальной валюты.
Еще одним вызовом для центральных банков является возрастание роли технологий в финансовом секторе — развитие fintech- и bigtech-индустрий, появление криптоактивив и цифровых валют. В глобализированном мире растут объемы трансграничных денежных переводов, но их инфраструктура остается довольно слаборазвитой. Это способствует возникновению инновационных продуктов в условиях стремительного развития технологий. Одним из последних ярких свидетельств этого является либра — цифровая валюта, которая обеспечена резервными активами на основе корзины валют и может быть средством обмена между участниками социальных платформ. Но функционирование такой валюты создает ряд фундаментальных проблем и вызовов — приватность транзакций, предотвращение отмывания средств, кибербезопасность и влияние на монетарную и финансовую стабильность.
Драматические события вокруг выхода Великобритании из Евросоюза и эскалация мировых торговых войн также привлекли внимание как участников конференции, так и журналистов, ее освещающих. В частности, глава ФРС Джером Пауэлл в своей речи заявил, что американская экономика находится в хорошем состоянии — экономическая экспансия продолжается уже 11 лет подряд, уровень безработицы является минимальным за последние 50 лет, а потребительская инфляция находится у (но несколько ниже) целевого показателя в 2%. С другой стороны, развертывание глобальной торговой войны создает значительную неопределенность для монетарной политики. Аналогично, Марк Карни отметил, что сегодня британская экономика близка к равновесию, но растущая неопределенность относительно формата и даты Брекзита негативно влияет на настроения инвесторов и способность Банка Англии проводить адекватную монетарную политику.
Что же центральные банкиры и академические специалисты предлагают сделать для решения этих проблем
Марк Карни провел весьма забавную аналогию с игрой в карты, напоминая о необходимых изменениях в монетарной политике и мировой финансовой системе. По его словам, центральные банкиры должны как можно эффективнее использовать карты, которые в них уже есть на руках. А именно — сегодня нет лучшей альтернативы политике, которая базируется на гибком инфляционном таргетировании, плавающем обменном курсе и эффективном применении макропруденциальных инструментов. Кроме того, центральные банки должны повышать эффективность своей коммуникационной политики, пытаясь донести важнейшие месседжи не только к профессиональным участникам рынка, но и к широким слоям населения.
Еще одна (среднесрочная) задача — это пересдать колоду. Речь идет о структурных улучшениях как в каждой отдельно взятой стране (увеличение глубины финансовых рынков, усиление операционной независимости центральных банков и эффективности их политики), так и в мировом контексте — эффективный мониторинг глобальных рисков, укрепление глобальной системы финансовой защиты (через увеличение финансового ресурса МВФ и улучшение координации деятельности регуляторов финансовых рынков).
Ну и третья, фундаментальная, долгосрочная задача — это изменить игру. Под этим Марк Карни понимает фундаментальные изменения в глобальной монетарно-финансовой системе, которые бы отражали растущую мультиполярность мировой экономики. А именно — создание глобальной мировой валюты (Synthetic Hegemonic Currency), что позволило бы снизить глобальную зависимость от доллара США. По словам Карни, такая валюта может быть введена как синтетический инструмент на основе цифровых валют, эмитированных центральными банками. Эта идея достаточно оживленно обсуждалась участниками конференции, и большинство из них сошлись во мнении, что она имеет право на жизнь, но детали и сроки ее реализации пока не определены.
Какие выводы для себя может сделать Украина из этих дискуссий
Во-первых, мир становится более волатильным и непредсказуемым, что повышает важность проведения адекватной монетарной и фискальной политики, ускорения структурных реформ.
Во-вторых, действия, направленные на достижение ценовой и финансовой стабильности, являются основой для минимизации рисков и решения указанных выше проблем.
В-третьих, как ни странно звучит, но опыт Национального банка Украины может быть полезным и для центральных банков развитых стран. Речь идет об эффективности коммуникаций, особенно во время экономического или финансового кризиса и увеличения политического давления на центральный банк. Кроме того, в отличие от развитых стран, центральные банки стран с emerging markets обладают громадным опытом работы в условиях значительной экономической и политической неопределенности, когда эффективность стандартных макроэкономических моделей и инструментов монетарной политики ограничена.