Можно ли спастись от кризиса, если войти в ІТ?

1 мая 2020, 09:00

Семь вопросов к COO IT-компании

Материал записан во время стрима X-STREAM от Lobby X — серии онлайн-интервью с топ-менеджерами компаний различных индустрий, где они рассказали, как их компании переживают кризис и прогнозируют будущее своих отраслей. Вопросы задавал Владислав Грезев — CEO Lobby X.

Видео дня

Чем занимается компания

У нас небольшая компания, которая работает на украинских и международных клиентов — из Швеции, Германии, Испании, США. В основном, мы разрабатываем программное обеспечение «под ключ» для бизнес-решений. Сейчас это называется модным словом «диджитализация» бизнеса.

Что изменилось в работе во время карантина

У нас были некоторые контракты, которые мы должны были заключить накануне этих событий. Конечно, некоторые клиенты отложили их, или вообще сказали, что на данный момент у них нет ни времени, ни желания, ни средств развивать эти продукты, так как в целом, конечно, мы работаем с такими компаниями, где либо нет IT-составляющей, или она достаточно не развита. Поэтому для них это как еще один новый бизнес, и конечно, в такой ситуации вкладывать деньги, скажем так, в стартапы на уровне компании или в которой R&D, ну не все соглашаются.

По заказам — бизнес приспосабливается к работе онлайн. У нас были, например, такие функции в приложениях, где люди назначали встречу. А потом эта встреча проходила в оффлайне. И сейчас мы трем нашим клиентам автоматизировали, подключили онлайн-конференции. А кому-то — просто чаты, или отчеты о работе, которая была сделана.

Если говорить в общем, то, исходя из того, что компания у нас небольшая, на нас кризис вообще мало повлиял. Где-то работы стало меньше, а где-то ее стало в разы больше. Мы вчера отдали в релиз новое приложение, над которым мы работали три недели без выходных.

Сейчас есть стимул налаживания более точных процессов между людьми и их оптимизации. Наш офис — open space — и у нас всегда был «птичий базар». А сейчас у нас есть определенные регуляторы — стендап, все пишется в задаче, все трекается. Поэтому в этом смысле — карантин повлиял положительно.

Кого увольняете?

Мы, конечно, уволили некоторых людей. Увольняли по таким принципам. Во-первых, мы немного сократили менеджмент. Например, сократили проджект-менеджера, достаточно долго у нас работавшего. Это был очень лояльный к компании человек, но мы видели, что из этого человека дальше уже ничего не вырастет. Потом, конечно, мы уволили персонал, мы набирали под некоторые проекты «на вырост», а проекты закрылись.

У нас нет большой финансовой подушки. Мы уволили людей с закрытием проектов, так как под другие проекты адаптировать их не могли. Конечно, нагрузка на каждого человека сейчас увеличилось. Некоторые проекты были переданы другим разработчикам. В первую неделю это было довольно сложно — чтобы люди начали входить в курс проектов, особенно тех, которые уже были на стадии завершения.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Что происходит на IT-рынке в Украине?

У продуктовых IT-компаний все зависит от индустрии, которой они занимаются. Медицина, ритейл, доставка чувствуют себя хорошо. А, например, такие приложения, как интертеймент или кино, здесь другое дело. Большие аутсорс-компании тоже начали сокращения, оптимизацию бюджетов, насколько я знаю, это — зарплаты, корпоративы, перелеты к клиентам. Конечно, все зависит от домена, где работает компания.

Для IT-компаний, если это аутсорсинг, важно не иметь одного крупного клиента, а иметь нескольких. Недавно была такая ситуация в Днепре — одна компания, кажется человек 70, и в них почти две трети работало на одного клиента, и этот клиент ушел. Теперь они могут закрыться.

Какую стратегию выживания используете вы?

У нас всегда была простая стратегия. У нас есть проект — под него мы ищем человека. Проекты будут появляться — конечно, мы людей будем искать. Но здесь мы уже будем более придирчивыми. Мы абсолютно не против того, чтобы брать джунов. Здесь вопрос просто, под проект. Есть проекты долгосрочные, под которые можно взять человека и он вырастет и будет хорошим мидл.

Мне кажется, что софт-скиллы всегда важнее хард-скиллов. Поэтому мы всегда смотрим, подходит ли человек в команду, как он общается, как выполняет задание.

Еще дань моде. Некоторые люди мотивируются даже не деньгами, а историями, что какой-то «таксист из Астрахани зарабатывает в IT 10 тыс. долларов». Думаю, что таких историй станет сейчас меньше. И для нас это большой плюс. Потому что сразу уменьшится количество людей, которых мы просто просеиваем через первое интервью. Я думаю, что крупные компании еще не ощутили всю полноту кризиса. Сейчас пошли джуны, которые недостаточно хорошо работают. А через 2−3 месяца пойдут люди из больших аутсорс компаний, которые получают большие деньги. И они будут искать работу на несколько других условиях, чем это было прошлым летом.

Будут ли массовые закрытия IT-компаний?

Есть разные подходы в проектах. Первый — когда есть долгосрочные инвестиции. И деньги уже выделены. Например, очень хорошо себя чувствуют сейчас те компании, которые работают с госзаказами, потому что там есть бюджет. Есть стартапы или IТ-компании, которые получили инвестиции, и они должны эти деньги осваивать, у них эти деньги уже никто не заберет. Они на рынок вообще не смотрят, только на ту нишу, где им предстоит работать. В целом, что происходит, их не интересует. Они могут осваивать деньги где-то год. За год может многое измениться, и они потом будут уже решать, что с этим делать.

Есть проекты, где постоянно добавляется новый функционал. Там будут смотреть, что дает им рынок по доходам и потом решать, вкладывать в разработку или нет. Но здесь еще важный момент. Кто во время кризиса успеет адаптироваться, измениться, доработать функционал своего проекта скорее, будет иметь высокий старт. Когда кризис пройдет, компания уже выйдет с новым продуктом — доработанным или переработанным. Такая компания будет иметь больше шансов получить своего пользователя. По моему мнению, больше шансов у компании, во время этого кризиса, будут доделывать продукт и модифицировать.

У IT больше возможностей дотянуть в нормальном режиме до конца кризиса, чем у компаний в Украине, которые традиционно работают в оффлайне.

Чем убедить работодателей, чтобы получить работу сейчас?

Это прежде всего софт-скиллы. Когда человек приходит на собеседование, она должна быть максимально конкретной. Хочется видеть в каждом заинтересованность. Если человек умеет чем-то интересоваться и делать это глубоко, это всегда подкупает работодателя больше, чем люди, которые приходят просто получить зарплату. Я думаю, надо быть на чем-то сфокусированным и прежде всего любой работодатель хочет видеть, что человек пришел помогать и работать. И, если человек на собеседовании сможет показать это, то неважно, джун то, мидл или синьор.

Если же говорить о перспективных языка программирования, то на рынке будет актуальными — Node. js, React, Go, Python.

Материал подготовлен совместно с платформой по трудоустройству Lobby X.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X