Как уменьшить влияние пандемии на сотрудников: инструкция управленца

12 марта 2020, 12:30

Будьте последовательны, общайтесь, не прячьтесь и не молчите. Важные шаги для менеджмента компании

Материал написан в соавторстве с менеджером Натальей Тимченко и старшим консультантом Алиной Акуловой, Human Capital, Делойт в Украине

В течение последних двух месяцев вирус COVID-19 активно распространился на все континенты, кроме Антарктиды, и инфицировал людей во многих странах мира. Его влияние на общество, экономику и бизнес очевидно.

Видео дня

Как минимизировать влияние эпидемии на бизнес, его результаты и, самое важное, на сотрудников — сейчас этот вопрос больше всего беспокоит управленцев.

Последнее исследование Deloitte (опрошено более 1000 организаций в Китае) свидетельствует, что эпидемия оказывает наиболее негативное влияние на возможность обслуживать клиентов/потребителей, управление бизнесом, объемы продаж и денежные потоки. К существенным рискам также относят безопасность работников, вернувшихся из отпусков и деловых поездок, сложности в сфере поставок сырья, отсутствие инструментов для организации дистанционной работы.

Влияние COVID-19 на эффективность организаций отмечают и руководители компаний: 46% респондентов предполагают снижение целевых показателей в 2020 году.

Итак, какие же меры можно считать наиболее важными и целесообразными? Учитывая результаты исследований Deloitte аналогичных ситуаций в прошлом частности, во время эпидемии SARS), предлагаем принять ряд мер.

Для компаний

Компаниям следует проанализировать возможность создания штаба из представителей кросс-функциональных команд (A business response and continuity office). Соответствующая многофункциональная команда могла бы координировать действия различных подразделений, отслеживать и предоставлять нужную информацию высокой управленческой команде для дальнейших коммуникаций с сотрудниками, клиентами, партнерами.

Уже сейчас стоит проанализировать критические роли и ключевые должности, а также продумать команду временных преемников на случай форс-мажора. Топ-менеджеры часто ездят в командировки, поэтому они находятся в зоне повышенного риска, так как некоторые сотрудники могут быть недоступны в офисе из-за карантина или болезни. Надо принимать управленческие решения. Продумайте, как это можно делать при различных сценариях развития событий.

Продумайте, как вы будете обеспечивать безопасность работников, которые должны находиться на рабочем месте и не могут работать дистанционно (например, продавцы, кассиры, водители и др.). Компании пересматривают свою политику по поддержанию чистоты на рабочем месте, обеспечению средствами дезинфекции и пр.

Проанализируйте приоритетность проектов в компании: сфокусируйте внимание команд на важнейших, критических для бизнеса задачах. Будьте более гибкими по неприоритетным задачам.

Для работников

Коммуницируйте с сотрудниками. Паника и хаос долго не забудутся, даже после эпидемии. Последовательная и уверенная коммуникация и взаимодействие с работниками — вот что может укрепить организацию, усилить ее культуру. После любого кризиса наступает восстановление — думайте о будущих последствиях.

Продумайте внедрение гибкого графика, возможностей дистанционной работы (82% опрошенных вышеупомянутого исследования отметили важность такого подхода). Школьный карантин, карантин после командировок — все эти события могут добавить стресса, поэтому идите навстречу вашим командам уже сейчас. Будьте готовы к абсентиизму, который может возрасти. Продумайте, как вы сможете заменять отсутствующих работников, особенно на ключевых позициях в различных подразделениях.

Распространяйте среди сотрудников компании актуальную информацию о симптомах COVID-19 и рекомендации по предупреждению заболевания. Используйте качественные источники, например, сайт World Health Organization. Можно запустить «горячую линию» или провести ряд дистанционных семинаров с соответствующими медицинскими специалистами, которые могут ответить на важнейшие вопросы работников.

Продумайте оказание психологической и материальной поддержки сотрудников: обеспечение необходимой экстренной помощи, дополнительное страхование и регулярная оплата труда.

Сфокусируйтесь на организации безопасных условий: закупка медицинского оборудования (например, термометров, антибактериальных средств), самостоятельное отслеживание состояния здоровья сотрудников и дезинфекция рабочих мест в офисе.

Работодатели должны стать источником точной, своевременной и надежной информации для своих работников

Некоторые компании за рубежом уже пересмотрели политики больничных. В частности, введена временная возможность отсутствовать на работе в связи с болезнью без записи врача.

Разработайте и коммуницируйте четкие правила и обязанности для сотрудников, находящихся в зоне риска (тех, кто был за границей по личным делам или в командировке). Среди них — самоизоляция сотрудников дома на 14 дней и отмена всех встреч с клиентами и сотрудниками.

Для рабочего места

Обеспечьте сдерживание заражения в рабочей среде путем тщательной очистки и дезинфекции рабочих мест. В случае подозрения заражения работника COVID-19 в компании должен быть четкий процесс вывода этого человека из помещения компании и дальнейшей надлежащей обработки этого помещения.

• Пересмотрите политику относительно путешествий и проведения встреч. Для организаций с высокими потребностями в путешествиях, особенно международных, оценка влияния эпидемии крайне необходима, поскольку поездки связаны с распространением COVID-19. Компаниям следует соблюдать предписания по путешествиям от правительства, а также пересмотреть политику в отношении путешествий и быть готовыми к отслеживанию и коммуникации с путешественниками. Дополнительных действий также может потребовать риск возможной задержки работников в городах путешествий из-за введения ограничений на поездки, вводимых правительствами стран мира, а также предостережение работников от личных международных поездок.

Убедитесь, что ваша политика пользования социальными сетями соответствует вызовам эпидемиологической ситуации. Она должна содержать четкие указания относительно того, как работники могут коммуницировать о вашем бизнесе и влиянии COVID-19 на деятельность, здоровье и безопасность работников. Создайте для работников внутренний канал коммуникации с возможностью сообщать о том, что они видят и испытывают в организации, дабы обеспечить как можно больше живого общения как альтернативу социальным медиа. В то же время эффективная программа мониторинга соцсетей может помочь выявить насущные вопросы, которые влияют на ваших клиентов, рынки и производственные регионы.

Позаботьтесь об источниках новостей в офисе. Дезинформация в СМИ бросает особые вызовы организациям. Работодатели должны стать источником точной, своевременной и надежной информации для своих работников. Подумайте о создании собственного канала новостей, основанном на надежных источниках.

Планирование стратегии в отношении персонала

Проработайте сложные сценарии (например, если нужно будет закрыть офисы или часть производства) и заранее подготовьте соответствующую коммуникацию для сотрудников. Ваша задача — конструктивная реакция, а не панические и хаотические сообщения или вообще их отсутствие.

Просчитайте возможные сценарии временного сокращения персонала (например, посредством внедрения неоплачиваемых отпусков, как это уже делали украинские работодатели в 2008—2009 годах). Однако будьте крайне осторожны с принятием резких непопулярных решений по сокращениям — кризис пройдет, а неправильное поведение управленцев еще долго будет негативно влиять на бизнес.

Несмотря на все риски и стресс, необходимо помнить, что подобные ситуации происходили и раньше. Прежде всего это испытание для культуры компании и методов управления внутри нее. Если люди — это действительно самая большая ценность для вашего бизнеса, будьте последовательными, планируйте, общайтесь, но ни в коем случае не скрывайтесь и не молчите.

Мы все люди, и на каждого из нас может повлиять COVID-19. Поэтому сейчас управленцам стоит взять на себя ведущую роль в обеспечении безопасности и благополучия персонала своей компании.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X