Идея на миллиард долларов

21 декабря 2020, 17:00

Почему имидж основателя компании и идея, которую он несет миру, намного сильнее влияет на капитализацию бизнеса, чем доходность компании.

Может ли репутация компании и ее основателя иметь ключевое значение для капитализации бизнеса?

Тенденции, которые мы наблюдаем, позволяют ответить на этот вопрос утвердительно. Стоимость акций нефтяных компаний снижается, в то время как растут акции Tesla, а также менее известных компаний, которые занимаются инновационными разработками и альтернативной энергетикой. Это не что иное, как результат стремления людей делать полезные или социально ответственные инвестиции, ощущать свою причастность к чему-то правильному, меняющему мир к лучшему.

Видео дня

Такие вложения могут быть менее прибыльными, но наметившийся тренд подтверждает: в наши дни решения об инвестициях принимаются не только с расчетом показателей прибыльности, но и с учетом экологичности проектов. Инвесторов интересует уже не столько доходность на вложенные деньги, сколько вопросы репутации: «как на меня посмотрят люди». По большому счету, неважно, какие мотивы движут инвесторами. В любом случае, социально ответственные инвестиции содействуют развитию экономики будущего, то есть экономики, которая заботится об устойчивом развитии.

Что же, помимо сферы деятельности компании, влияет на ее репутацию в глазах инвесторов? Безусловно, личность ее основателя или лидера.

Приведу, возможно, избитый, но показательный пример. В начале декабря гендиректор SpaceX и Tesla Илон Маск занял второе место в рейтинге американского Forbes, в то время, как еще весной 2020-го он был на 37-м месте в списке богатейших людей мира. С апреля по декабрь состояние Маска увеличилось почти в шесть раз, во многом благодаря стремительному росту капитализации Tesla. Сам он неоднократно в своих интервью повторял, что его компания переоценена, вторя экспертам, придерживающимся такого же мнения. Между тем, сам бренд Илона Маска, как некого «прометея», который несёт людям огонь новых технологий, существенно влияет на капитализацию компании.

Есть еще несколько примеров лидеров с похожим уровнем репутационного капитала. Их много, но я хотел бы упомянуть Стива Джобса и Джи.Пи. Моргана. Все они жили, делали бизнес (а по сути — творили) в разное время, но есть у них кое-что общее. Они не просто создавали продукт, давали людям пойманную рыбу в виде этого продукта и делали деньги. Они давали/дают людям новую ценность, новую идею, меняющую мир, создающую целые новые отрасли и виды бизнеса, в которых находят себя новые предприниматели и изобретатели. Таким образом, они дают людям не рыбу, а удочку, на которую они могут поймать столько рыбы, сколько позволит им их талант, воображение и мастерство.

Джи. Пи. Морган был новатором своего времени — он был одним из родоначальников банковской системы США в том виде, в котором мы ее знаем, а созданный им банк по сей день — один из крупнейших банков в мире. Компания Моргана стояла у истоков новых банковских услуг, проводила операции с ценными бумагами, участвовала в слияниях и поглощениях. Именно при участии Морганов были созданы гиганты General Motors, General Electric. Многие из корпоративных сделок Моргана оказали влияние на всю корпоративную структуру Штатов. Благодаря ему зародились новые рынки, способы генерирования денег, новые компании и услуги — это те самые удочки, которые позволили миллионам людей в последующие десятилетия поймать увесистую рыбу и реализовать себя.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Хорошим ли человеком был Стив Джобс? Какая, в сущности, разница? Он был деспотом, его увольняли из собственной компании, но он дал миру новую систему, которая изменила мир. Учитывая популярность и психологическую привязанность миллиардов людей к товарам Apple, не будет преувеличением сказать, что он создал новую религию и стал ее пастором. Apple дал огромный толчок целому пласту IT-предпринимателей, которые реализовали себя в разработке приложений для «яблочных» гаджетов. Прекрасная удочка, не так ли?

Илон Маск меняет мир, создавая электрокары, которые доступны не только узкому кругу людей, но плотно вошли в жизнь многих. Все крупные концерны теперь выпускают электрокары. И не просто выпускают, а сделали их разработку и производство приоритетом номер один.

Чтобы человек нравился людям, должна нравится его идея

Более того, уже заявлено, что у компании Volkswagen нет новых разработок двигателя внутреннего сгорания. До некоторых пор этот производитель продолжит выпускать традиционные автомобили, но все его инновационные усилия направлены на создание все более совершенных электрокаров. До эпохи Илона Маска в электрокары не очень-то верили, а теперь их уже выпускает Китай, а этот факт красноречивее любых слов и даже цифр. Маск готов делиться любыми своими разработками, отдавать чертежи, масштабировать идею, задействовав всех, кто к этому готов. Давать ту самую удочку, которая способна изменить жизнь человека, если он сумеет воспользоваться возможностью.

Есть и другие примеры. Очень уважаемый мною и миллионами людей Билл Гейтс — успешный предприниматель и филантроп. Между тем, несмотря на все его заслуги, он и близко не такой любимец публики, как вышеупомянутые люди. Его заботу в виде благотворительности многие не воспринимают, как искреннее желание помочь, кроме того с его именем все чаще связывают различные теории заговора.

Та же история с Уорреном Баффетом, жертвующим миллиарды на благотворительность. Образ доброго и участливого дедушки уступает имиджу достаточно жесткого финансиста Джорджа Сороса. Да, Сорос тоже филантроп и много тратит на благотворительность, но несмотря на это, у него имидж настоящего хищника, который незамедлительно съест потерявшегося барашка. Если он приходит и вытряхивает деньги, к примеру, из Таиланда, девальвируя валюту этой страны, это не означает, что Сорос плохой, это всего лишь означает, что у страны слабый нацбанк, и ей следовало бы укрепить свою финансовую систему. То есть Сорос выступает в качестве «санитара леса», который стимулирует экономики, заставляет слабые звенья самостоятельно находить пути к спасению, а не потакает их слабости, засыпая их деньгами помощи.

Отношение людей к благотворительности в чистом виде меняется. Ее, рыбу на блюдечке, воспринимают как нечто, делающее людей иждивенцами, подачку, указывающую на слабость и зависимость. Какими бы благими намерениями не руководствовались те, кто возвращает обществу часть заработанного в виде благотворительности, их популярность в глазах миллионов будет уступать популярности тех, кто вместо рыбы дает социуму удочку.

Чтобы человек нравился людям, должна нравится его идея. Если это действительно стоящая, революционная идея, ее претворение в жизнь позволит заработать целое состояние автору. В то же время она станет вкладом в развитие общества, создаст полезную социуму систему, улучшит мир, а вместе с этим сделает компанию популярной с капитализацией в сотни миллиардов долларов.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X