Укрзализныця тормозит рост экономики

0 комментировать

Согласно утвержденного правительством прогноза экономического и социального развития Украины в текущем году промышленное производство должно вырасти на 3,9%, а по оптимистическому сценарию – на 5%.

Но заявленные цели рискуют оказаться невыполненными из-за трудностей с логистикой.

Транспортное ограничение для роста промышленности

Проявившиеся летом проблемы с перевозкой грузов по железной дороге уже нашли свое отражение в статистике промышленного производства. По данным Госстата, начиная с первого летнего месяца рост промышленного производства начал замедляться, а в июле с учетом сезонного фактора сократилось по отношению к июню на 1,3%. В августе показатель может быть совсем неоптимистическим.

Все дело в том, что ключевые отрасли украинской промышленности – горно-металлургический комплекс, энергетика, химия, производство стройматериалов, а также аграрный сектор сильно зависят от железной дороги, которая является для них основным, а зачастую и безальтернативным перевозчиком. В ГМК, доля которого в промпроизводстве составляет приблизительно треть, для выплавки тонны стали необходимо перевезти 4 тонны различного сырья.

Сегодня на складах украинских горно-обогатительных комбинатов накоплено 700 тыс. тонн продукции при нормативе в 150 тыс. тонн. За август предприятия недогрузили своим контрагентам продукции более чем на $100 млн. И в сентябре этот показатель перекрыт не будет, а значит, предприятия столкнуться с необходимостью сокращать объемы производства.

Поскольку Украина все еще остается индустриальным государством, замедление темпов роста промышленности неизбежно отразится и на динамике роста ВВП. Более того, снижение поступлений валютной выручки в страну уже непосредственно влияет на курс гривны, который в последнее время неуклонно идет вниз. Ранее МЭРТ прогнозировало курс 28,5 грн/$ на конец года, а в последний рабочий день лета официальный курс НБУ установлен на уровне 28,28 грн/$.

Брошенные составы на украинских железных дорогах

Ситуация с перевозками на Укрзализныце в июле-августе критически ухудшилась.  На конец августа 298 брошенных маршрутов, в среднем по 50 вагонов в каждом. Если считать и старые вагоны, то это уже 436 составов без учета временно неконтролируемой территории.  Сегодня на железных дорогах страны без движения стоят 15 тысяч пригодных к эксплуатации вагонов, а это пятая часть действующего вагонного парка.

В основном это происходит по причине дефицита тяги. В последние годы парк грузовых локомотивов Укрзализныци неуклонно сокращался – если в 2014 году на дороги выходил 641 локомотив, то в этом году 564. По оценкам специалистов, дефицит локомотивов превышает сто единиц. На сегодняшний день на 100 километров дороги в Украине приходится 2,5-3 локомотива, когда в соседней Польше этот показатель более чем в три раза выше – 9,4.

Нехватка локомотивов нивелирует эффект от закупки госкомпанией новых вагонов. С начала года срок оборачиваемости вагона на железной дороге вырос на 0,9 суток. В результате наблюдается парадоксальная ситуация, когда новые вагоны закуплены, но от производителей, как и прежде слышны жалобы на их отсутствие.

Проблема нефинансового характера

Еще один парадокс ситуации заключается в том, что сложившийся кризис с перевозками вызван нефинансовыми причинами. Рентабельность грузовых перевозок на Укрзализныце по итогам 2017 года составила 33%, что превышает данный показатель у большей части отечественных промпредприятий. О нефинансовой причине кризиса говорит и динамика освоения капитальных инвестиций на УЗ: по информации самого госмонополиста, из 18,4 млрд грн запланированных на текущий год инвестиций в подвижной состав освоено всего около 3,5 млрд грн за первое полугодие, то есть 19% от всей суммы.

Увеличение расходов на транспортировку грузов уже оказывает непосредственное влияние на работу основных клиентов Укрзализныци. Осенью прошлого года тарифы на перевозку грузов были повышены на 15%, а проведенная зимой либерализация вагонной составляющей добавила еще 20%. Таким образом, рост затрат на транспортировку для предприятий ГМК за неполные 9 месяцев уже достиг 35%, для некоторых отраслей рост затрат превысил 50%.

Несмотря на это сегодня профильным министерством предлагается унификация тарифов на порожние вагоны, приведет к увеличению затрат грузоотправителей еще минимум на 10%. Ни в одной стране ни одна отрасль не справиться с ростом логистических затрат в полтора раза менее чем за год.

Помочь УЗ

Промышленники как никто другой заинтересованы в стабильной работе украинских железных дорог. Одна из основных причин, по которым Укрзализныця не может вовремя ремонтировать свои порядком изношенные локомотивы лежит в организационной плоскости – компания просто не может своевременно закупить необходимые комплектующие и запчасти. Поэтому мы готовы помочь железной дороге добиться пересмотра процедур, с целью обезопасить их от влияния недобросовестных спекулянтов и посредников, которые срывают проведение тендеров.

Напомню, что ранее промышленные ассоциации уже выдвинули инициативу собрать совещание на уровне вице-премьера, на котором можно было бы обсудить меры по улучшению работы Укрзализныци, в том числе относительно тендеров и закупок оборудования.

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: