Снизится ли цена на бензин и дизтопливо для украинцев?

27 апреля 2020, 18:00

После грандиозного падения нефти многие ожидают такого же стремительного снижения цен на топливо. Случится ли это на самом деле?

Из-за переизбытка нефти весь мир наблюдает за историческим падением цены черного золота. Впервые была зафиксирована отрицательная цена на майские фьючерсы марки WTI (-37,63 долл. США за баррель). Закономерно, что потребители ожидают падения цен на топливо. Но произойдет ли оно на самом деле?

Видео дня

С начала текущего года цены на топливо имеют отрицательную динамику. Это касается всех сегментов: крупного и мелкого опта, а также розницы. Основной фактор такой динамики — падение цен на нефть на мировом рынке из-за развития мирового экономического кризиса и неспособности стран-участниц ОПЕК+ своевременно договориться о снижении объемов добычи нефти.

Наибольшие на сегодня темпы снижения цен на топливо наблюдаются в оптовом сегменте. Для понимания масштабов бедствия немного цифр: на бензин марки А-92 цена к началу года снизилась на 34% в мелком опте и на 38% в крупном, бензин марки А-95 — на 32% и 36% соответственно, а на ДТ — на 31% и 32% соответственно.

Правда, в последние несколько недель темпы снижения оптовых цен существенно замедлились. Если в марте по отношению к концу февраля по бензинам в крупном опте цена снизилась более чем на 20% (в мелком опте — от 15% до 19%), то уже в середине апреля по отношению к концу марта этот показатель в крупном опте составил 14−15% (в мелком — 12−15%).

В рознице, наоборот, цены стали падать интенсивнее (по бензину А-92 — с 4% в марте к концу февраля до 8% в середине апреля к концу марта; по ДТ — с 4% до 7%). В целом темпы снижения цен в рознице были существенно ниже (А-92, А-95 и ДТ — примерно на 13%). Следовательно, весьма вероятно, что на фоне сокращения продаж рентабельность розничных сетей остается на высоком уровне и даже показывает прирост.

Влияние карантина на потребление

На фоне снижения цен в Украине наблюдается постепенное снижение потребления топлива, которое усиливается по мере увеличения длительности карантинных мер из-за пандемии коронавируса. Первым сигналом о снижении потребления стало сокращение емкости рынка ДТ в первом квартале 2020 г. (-2% к аналогичному уровню 2019 г.). Это было первое квартальное сокращение с 2015 г.

В первой половине апреля, судя по всему, темпы снижения потребления стали выше. Косвенно об этом можно судить по среднедневному импорту бензинов и дизеля. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года этот показатель по дизелю снизился на 7%, а по бензинам — на 39%. Еще в марте 2020 г. ситуация была намного лучше (по бензинам — снижение на 18%, а по дизелю — рост на 1%).

В связи с продлением карантина и отсутствием четких гарантий, что он закончится в указанный срок, стоит ожидать дальнейшего продолжения тенденции снижения потребления топлива.

По данным от ряда участников рынка, целевые ориентиры такого снижения в рознице, по крайней мере на период карантина, составляют 30−40%. В свою очередь, розница потянет за собой дальнейшее снижение продаж в опте. Безусловно, некоторую поддержку оптовой торговле должны дать поставки на «Укрзализныцю» и Министерство обороны Украины, а также продолжающаяся посевная, но в целом это не скажется на общей динамике.

Какой же будет цена?

Ожидается, что в ближайший месяц цена на нефть в мире будет находиться на низком уровне и колебаться в пределах 20 — 30 долларов за баррель. Связано это с тем, что, несмотря на договоренность ОПЕК+ о снижении добычи, на сегодня сформировано избыточное предложение продукта на фоне сокращающегося спроса.

Но не стоит ожидать существенных темпов снижения оптовых цен на топливо. В условиях более-менее стабильных цен на нефть и при стабильном курсе снижение на еженедельной основе возможно в пределах 0,50 грн/л с тенденцией к постепенному сокращению темпов снижения. Учитывая, что в краткосрочной перспективе мы не видим предпосылок к существенным колебаниям курса национальной валюты, этот сценарий весьма вероятен.

На розничном рынке будет совсем другая картина. Вероятнее всего, цены в рознице должны снижаться более высокими темпами (в сравнении с оптом). Автомобилисты могут не поверить, но целевые ориентиры такого снижения могут оказаться на уровне 18−19 грн/л (сейчас они на уровне 23−24 грн/л). По сути, для сетей это означает возврат к марже на начало года.

Впрочем, есть большая вероятность, что итоговая цена так и не достигнет этого уровня из-за стремления сетей компенсировать маржой снижение натуральных объемов продаж. Здесь на первый план выходит способность Антимонопольного комитета своевременно отреагировать и оказать воздействие на розницу в плане снижения цен. Разумеется, если посчитает нужным.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X