Какие бизнес-центры и офисы нужны сейчас
На что сейчас обращают внимание арендаторы, выбирая офис.
Проекты офисной недвижимости давно стали важной частью современного города. Как и любые другие здания, для поддержания конкурентоспособности, качественный бизнес-центр (БЦ) должен соответствовать актуальным вызовам и условиям реальности, в том числе и пост-COVID-19. Это касается и внешнего облика, и внутреннего наполнения.
Вариация офисных помещений
Категорию бизнес-центра определяет ряд характеристик и чем она выше, тем больше требований. Периодически с развитием технологий они ужесточаются.
Самые качественные офисные здания относятся к классу «А». При девелопменте таких объектов должны соблюдаться ряд критериев, в частности, центральное местоположение, высокий уровень инженерных систем, отменное состояние объекта, профессиональность управления. Таким образом, арендаторы площадей категории «А» получают максимально комфортные условия для работы и отдыха. Соответственно, в «А» классе самые высокие ставки аренды.
БЦ категории «В» считают оптимальным вариантом по соотношению «цена-качество». Офисные центры с самой низкой стоимостью за кв. метр причисляют к классу «С».
Такое разделение помогает арендаторам сориентироваться на рынке, а также подобрать помещение с учетом тех аспектов, которые им в первую очередь нужны. Запросы у транснациональной компании и средней по размеру организации заведомо разные.
Критерии классификации бизнес-центров той или иной страны в целом похожи, но варьируются согласно специфике рынка. Например, в Украине объекты «В» класса могут находиться в пределах центральной части города или в приближенных к ней зонах с развитой транспортной системой. В свою очередь, в США офисные помещения категории «В» часто размещены в пригороде.
Если говорить о сегодняшних ценах, то в центральном деловом районе Киева, где сосредоточивается бизнес-активность города, ставки аренды в лучших объектах «А» класса составляют около $60 за м2 в месяц, «В» — $45 за м2.
К примеру, в Гонконге — самом популярном центре деловой активности в мире — аренда офиса для компании может составлять более $2 тысяч за м2 в месяц.
Выбор, который стал необходимостью
Грамотное управление зданием продлевает его конкурентоспособность. В этом помогает команда, цель которой не только реализовать свободные площади, но и определить стратегическое видение объекта.
Так, современные технологии могут стать тем инструментом, который поможет собственнику или управляющей компании отследить изменения с самого начала и до конца жизненного цикла здания. Внедрение аналитического моделирования предсказывает возможные поломки в процессе эксплуатации, что в результате снижает расходы. В таком случае изнашивание замедляется и точно не настигнет врасплох.

Офисы с расширенным сервисом. В начале 2000-х годов столичные проекты класса «А» и «В» могли впечатлить наличием спортзала или химчистки. Сегодня клининг-сервис, изолированные входные группы, кафетерии и рестораны с разным ценовым диапазоном — обычная практика. Кроме того, те или иные внутренние инфраструктурные объекты в БЦ могут улучшать его имидж, что благоприятно влияет на добавленную стоимость здания.
В последние годы продолжается курс на осознанность потребления ресурсов. Речь об оптимизации эксплуатационных расходов строения и минимизации его негативного влияния на внешнюю среду. В частности, в Китае сегодня реализуется программа, цель которой сертифицировать не менее половины всех новых зданий как устойчивые. А в Сингапуре в течение следующего десятилетия 80% от всех объектов недвижимости должны будут получить «зеленые» сертификаты (LEED или BREEAM). Наличие такого сертификата в БЦ высоких классов играют весомую роль для арендаторов, в том числе и украинских.
Бизнес-центры в мире пост-COVID-19
До пандемии отмечался активный спрос на аренду в лучших офисных объектах столицы. Сегодня работа в удаленном режиме и/или сокращение персонала дают предпосылки утверждать, что тенденция к снижению посещаемости офисов продолжится. При таких условиях политика по оптимизации площадей будет преобладать.
Так, наличие в БЦ закрытых офисов с гибкими условиями аренды (период и размер занимаемой площади можно достаточно оперативно изменять) обусловлено запросами времени.
Кроме традиционных офисов, в киевских БЦ размещают коворкинги с возможностью аренды рабочего места, в том числе специализированные (например, бьюти), а также креативные пространства. Актуальность последних частично обусловлена увеличением числа представителей поколений Y и Z, частично — целью создать максимально благоприятные условия для работы в офисе. На формирование позитивной атмосферы влияют свободные планировки и нестандартные интерьеры.
В перспективе упомянутое решение помогает привлечь арендаторов, готовых платить за подобный формат пространства больше, чем за классический. Сочетание таких вариантов в офисных центрах — распространенная практика на международных рынках.
То, насколько будут организованы и соблюдены меры безопасности, может определить, как быстро люди вернутся в офисы. Поэтому особое внимание — наличию маркировки, антисептикам, уборке помещений. А также технологиям, автоматизирующим такие процессы, например, автоматизированным системам для распыления дезинфицирующих средств в помещении.
Потенциал бизнес-центров не исчерпан. В частности, в Киеве отмечается спрос на качественные объекты офисной недвижимости. Грамотное управление зданием, расширенная инфраструктура, осознанное потребление ресурсов — это возможность для повышения конкурентоспособности бизнес-центра и развития его добавленной стоимости.