Платят ли рестораны налоги?

11 июня 2021, 14:45

Карантин 20−21, невиданные ограничения работы ресторанной отрасли, лишение граждан конституционных прав на работу без соответствующих компенсаций — все это подняло много вопросов.

В обществе существует мнение, что компенсаций (как в Европе) за ограничение возможности работать, сотрудники ресторанов не достойны, потому что не платят налоги. Но так ли это?

Видео дня

Конечно, в 2020 году поступления в бюджет уменьшились на 11%, но виной этому — фактическая остановка отрасли на полгода, а не нежелание платить налоги. Миф о том, что рестораны уклоняются от уплаты налогов, работают «в черную», отмывают деньги и вообще являются местом сбора антисоциальных элементов является махровым наследием советского прошлого, фильмов о криминале и несовершенством существующей налоговой системы.

На самом деле налоговая нагрузка ресторанного рынка не такая низкая, как об этом принято говорить. Рестораны исправно платят налоги и в достаточно большом объеме. Рестораны упрекают в уклонении от уплаты налогов через ФЛП и нежелании использовать стандартную схему налогообложения по НДС. На самом деле, стоит говорить о том, что общество не может себе позволить платить 20% НДС в ресторанах. Да, именно мы с вами, не готовы платить за ужин на 15−20% больше.

Как известно, НДС — косвенный налог, уплачиваемый покупателем (через продавца) как дополнительный процент к цене реализации продукта. Ту часть НДС, которую продавец уже заплатил, покупая товар или сырье у предыдущего поставщика, государство ему возмещает. В Украине стандартная ставка НДС — 20%. И это среднемировой уровень. В стандартном экономическом цикле производства это оправдано и логично. Однако, для некоторых отраслей стандартный подход не работает. Яркий пример — ресторанная отрасль.

Ресторанный рынок Украины работает с высокой добавочной стоимостью — 200%. Это так. И это много. Относительно. В Европе еще выше — 300%. Однако половину добавленной стоимости составляет заработная плата. Доля трудовых ресурсов очень высока — до 1/3 выручки ресторан тратит на оплату труда персонала, которая не включает в себя НДС. То есть доля расходов, по которым ресторан не имеет налогового возмещения, крайне высока. Фактически, высокая ставка НДС для отраслей с высокой долей затрат на трудовые ресурсы превращается в дополнительный налог на оплату труда, делая эти отрасли менее конкурентными.

При использовании стандартной ставки в 20% государство фактически заставляет своих граждан платить слишком много налогов, посещая рестораны, бары, кафе. И это несправедливо. Именно поэтому во многих европейских странах НДС для ресторанной индустрии в 2−3 раза ниже стандартной ставки и составляет от 5% до 10%. И это касается и высокоразвитых экономик (Германия, Франция, Австрия) и развивающихся.

А что в Украине?

У нас действует стандартная ставка 20%. Несмотря на прямые рекомендации европейских партнеров (Директива Совета 2006/112/ЕС о совместной системе НДС) о возможности и целесообразности снижения ставок налогов с целью развития экономики, наше общество пока идет другим путем — оптимизация за счет использования ФЛП. Благодаря ФЛП, цены в наших кафе, барах, ресторанах не так высоки, как в других странах. Это распространенный и легальный, но не самый цивилизованный и перспективный путь. Ни для предпринимателя, ни для государства. И государство, и бизнес заинтересованы в возможности прозрачно работать, развиваться и прогнозировать будущие доходы. Однако использование ФЛП сильно ограничивает возможности контроля для одних, возможности развития для других и возможности сотрудничества для обеих сторон.

Ключ к решению этой задачи не нов, он используется в большинстве цивилизованных экономик мира — снижение ставки НДС для социально значимых отраслей с высокой добавленной стоимостью. При снижении ставки НДС до 7% ресторанный бизнес сможет перейти на прозрачную схему работы с уплатой НДС без необходимости дополнительного поднятия цен для покупателя. При этом у него появится цивилизованный доступ к кредитным ресурсам, возможность капитализировать свой бизнес, привлечь инвестиции, в т. ч. и иностранные, что в свою очередь приведет к развитию и росту этого сектора экономики.

И бизнес готов к этому. Согласно опросу, проведенному «Украинской ресторанной ассоциацией», 82% опрошенных рестораторов готовы перейти с ФЛП на работу с НДС в случае снижения ставки до приемлемого уровня.

Снижение ставки НДС для ресторанов до 7% выгодно и государству.

И вот почему. Ресторанный бизнес, как яркий представитель малого и среднего бизнеса, реализует прежде всего важную социальную функцию — создает и обеспечивает рабочие места. Общественное питание во всех своих проявлениях обеспечивает работой миллион украинцев. Делает это без финансовой помощи и участия государства, тем самым снимая нагрузку с государственного бюджета для социального обеспечения и борьбы с безработицей.

Обеспечивая благоприятные условия для развития ресторанного рынка, государство обеспечит рост рабочих мест в Украине, рост заработной платы. Ресторанный бизнес создает рабочие места в Украине, выручку и прибыль тратит в Украине, не выводит капитал в другие страны, в т. ч. в оффшоры. Эта прогрессивная отрасль обеспечивает высокую добавленную стоимость, способствует росту ВВП, национальной безопасности и привлекательности.

31 мая 2021 в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона 5590 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения ставки налога на добавленную стоимость для сферы общественного питания и предоставления кейтеринговых услуг. Оперативное принятие прогрессивных налоговых решений обеспечит не только пост-карантинное выживание отрасли в краткосрочном периоде. Это справедливое решение имплементирует европейский подход к ведению бизнеса в Украине и обеспечит прогнозируемость и прозрачность наполнения государственного бюджета.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X