Торговая марка в ЕС: как зарегистрировать и что предусмотреть?
Итак, ваш бизнес процветает в Украине, и теперь вы намерены его масштабировать, перенести на европейский рынок с его огромным количеством платежеспособных клиентов.
Тот факт, что в Украине у вас есть торговая марка, вовсе не означает, что вы так же успешно и легко сможете ее зарегистрировать и использовать в ЕС. Ведь торговые марки, изобретения и дизайны имеют территориальный характер.
Кто может и куда подавать заявку на ТМ
Ежегодно регистрируется примерно 120 тыс. торговых марок ЕС — они пользуются наибольшим спросом и среди украинского бизнеса. Подать заявку на регистрацию может любое физическое или юридическое лицо, а также группа лиц путем обращения в European Union Intellectual Property Office (EUIPO).
Заявка составляется на одном из официальных языков ЕС, срок регистрации — до полугода. Придется заплатить официальный сбор — он составит €850 за первый класс. Дополнительно оплачивается каждый дополнительный класс товаров и услуг — €150. Выдается ТМ на 10 лет с возможностью продления на такой же период неограниченное количество раз.
Еще один путь — регистрация национальной ТМ в одной или нескольких странах. Идти по нему целесообразно, если вас интересует ТМ в какой-то конкретной или конкретных странах единой Европы. В таком случае и обращаться следует в соответствующие национальные ведомства.
Какие требования
Конечно, чтобы ТМ зарегистрировали в ЕС, она должна отвечать определенным требованиям. В первую очередь, иметь различительную способность. Иными словами — позволять идентифицировать и различать товары и услуги одного производителя от другого.
Многие компании охраняют в виде ТМ названия, изображения, слоганы и даже звуки — в таком случае подается аудиофайл или нотная расшифровка. Также можно зарегистрировать узоры, например, как это сделал бренд Burberry, и цвет — помните бирюзовый у Tiffany? Классические, комбинированные, трехмерные ТМ — выбор за вами.
При этом не удастся зарегистрировать украинское шампанское или фету — в ЕС они защищены как географические указания, свидетельствующие о происхождении продукции с определенной территории и с определенными характеристиками.
Чаще всего отказывают по причине того, что такая ТМ, тождественная или схожая до степени смешения с вашей, уже зарегистрирована. А отказ в регистрации торговой марки хотя бы в одной стране ЕС означает отказ в регистрации торговой марки и во всех остальных странах ЕС. Минимизировать эти риски можно путем проведения предварительного поиска по уже имеющимся ТМ как в каждой стране отдельно, так и в ЕС в целом. И только потом нужно подавать заявку и подписывать договор с дистрибьютором, экспортировать продукцию в ЕС.
Нюансы по-европейски

Казалось бы, всё правильно сделали — поиски на схожесть провели, риски проанализировали, коррективы внесли. Но каково же удивление, когда вместо положительного решения о регистрации компания получает возражение против регистрации марки или вместо коммерческого успеха на рынке ЕС — иск о нарушении прав. Некачественно проведенный поиск? Неправильно подана заявка? Так звезды сложились? Ответ прост — не учли некоторые особенности европейского законодательства. Маленькие, но очень важные.
Примеры из жизни, или Война за печенье
Пять лет назад испанская компания Galletas Gullón подала заявку на регистрацию ТМ для печенья Twins, которое по форме напоминает американское Oreo. Очевидно, испанский производитель посчитал маловероятным, что круглая форма, темный цвет и белая кремовая начинка внутри охраняются как ТМ. А если и охраняется, то на упаковке ведь есть название и словесные элементы, которые не позволят потребителю перепутать продукт.
Но американская компания Intercontinental Great Brands, владеющая Oreo, выступила против. На ее счету сразу две марки — объемная ТМ, зарегистрированная на территории всего ЕС, и изображение упаковки, зарегистрированное как ТМ в Испании. Свою позицию она аргументировала среди прочего репутацией Oreo — использование упаковки с изображением печенья сулит Gullon Twins неправомерную выгоду (англ. — unfair advantage) за счет конкурента.

Именно в репутации и неправомерной выгоде кроется совсем иной, европейский подход. Так, в ЕС действует защита так называемых ТМ с репутацией — тех, что широко известны. Если кто-то видоизменяет, модифицирует и использует обозначения, которые порождают у потребителя определенные ассоциации с уже известной ТМ, он не может претендовать на регистрацию, а использование такой «новой» марки может признаваться нарушением. Суд принял сторону Oreo.
Схожий спор разгорелся между Galletas Artiach и Florbu, которая тоже решила выпустить печенье в форме динозавров. Суд пришел к мнению, что ТМ Gallesauros и ТМ Dinosaurus не являюется схожими до степени смешения, но степень сходства между ними достаточная, чтобы заставить потребителя установить связь между брендами, поставить в один ассоциативный ряд.

Инсайты для бизнеса
Не стоит недооценивать силу объемных ТМ. Даже добавив свой слоган, видоизменив упаковку, использовав другой цвет, вы можете нарушать чьи-либо права. Например, как в случае ТМ с репутацией. Выходя на рынок ЕС, играйте по правилам ЕС. Репутация важна и в сфере интеллектуальной собственности, и в бизнесе.