Как заработать на карантине. Жилая и коммерческая недвижимость

8 февраля 2021, 09:40

За кризисный год недвижимость показала себя как надежный инвестиционный инструмент. Вот почему.

Застройщики и офисные арендаторы — те, кому локдаун дал возможность заработать на недвижимости. Понятно, что за счет инвесторов и арендодателей. Но честный рынок — это сообщающиеся сосуды: где-то убывает, где-то прибывает. Потому сейчас особенно интересно наблюдать за теми, кто использует коронакризис как возможность масштабироваться и заработать.

Видео дня

Во время эпидемии строительный бизнес оказался одним из самых стойких. Даже в суровые карантинные времена в марте-апреле 2020 года киевские стройки не останавливались. И если поначалу наблюдались проседания в продажах, вызванные поведением потребителей в условиях неопределенности, то уже в мае уровень сделок вернулся к докризисному.

Основными инвесторами в жилье являются преимущественно частные лица с капиталом до $100 тыс. Для таких инвесторов альтернативой хранения денег под матрасом являются депозитные вклады. Но ни низкий размер ставок, ни страховая сумма в 200 тыс грн от Фонда гарантирования вкладов физических лиц не способствуют доверию к банкам. По данным Государственной службы статистики жилье на первичном рынке за год подорожало на 9,3%, а на вторичке до 11,9%.

В период кризиса квартиры выступают разумным капиталовложением. Отделы продаж таких девелоперов как КАН и Ковальская утверждают, что свободных квартир на рынке попросту не хватает. Ситуация доходит до того, что в строящемся 15 этажном ЖК квартиры выкуплены уже на этапе постройки 3-го этажа.

Инвесторы с суммами от $500 тыс до $1 млн предпочитают вкладываться в коммерческую недвижимость. Пусть за год номинальная цена такой недвижимости не изменилась, но тут нужно понимать, что строительство подобных объектов — это сам по себе бизнес. На этапе котлована кв. м коммерческой недвижимости стоит около $1 500, а на этапе сдачи здания, через 3−4 года, — это уже $3 тыс. за м2.

Время локдаунов и карантина оказалось временем арендаторов. В 2019 г. в столице шла полноценная война за офисные метры. Арендаторы не ленились каждые полгода пересматривать ценовую политику, а молодые компании, даже при наличии денег, были вынуждены ютиться на окраинах в офисных центрах класса С.

По данным Государственной службы статистики жилье на первичном рынке за год подорожало на 9,3%, а на вторичке до 11,9%

С введением карантинных ограничений бизнес оценил преимущества удаленной работы сотрудников. Для работодателя это возможность сэкономить в том числе и на оплате офиса. Многие из владельцев закладывают удаленную работу сотрудников в финансовые модели и на пост-карантинный период. Те же, кто продолжает работать в кабинетах и open space пространствах получили возможность переехать из офисов класса B и С в офисы классом выше. Так в БЦ на Дорогожичах до кризиса средняя цена аренды составляла около $17 за кв. м. Сегодня снять офисные помещения можно в районе $10 за метр. Если учесть, что докризисные офисы класса B стоили в районе $12 за кв. м, у компаний есть возможность значительно улучшить рабочие условия оставаясь в рамках запланированных бюджетов. Арендодатели, в свою очередь, надеются, что к лету, после снятия карантина, цены начнут возвращаться на докризисный уровень. Но реальные сроки снятия карантина пока неизвестны.

При этом в Киеве спрос на офисы класса А остается неудовлетворенным. Например, из 46 тыс. кв. м только строящегося БЦ «Magnett» 30−32 тыс кв. м уже арендованы международными компаниями.

Если рассматривать как финансовый инструмент принцип «сэкономил — значить, заработал», то даже арендаторы жилых квартир остались в плюсе. Во время жесткого локдауна арендодатели делали скидки до 50%, лишь бы совсем не лишиться пассивного дохода. Сейчас же на рынке двухкомнатную квартиру в новом ЖК можно снять за 12−13 тыс грн., когда год назад цена на подобные квартиры достигала 20 тыс. грн. За год стоимость аренды поднялась только в самом дешевом сегменте, который в Киеве никогда не теряет актуальности.

За кризисный год недвижимость показала себя как надежный инвестиционный инструмент. Большую роль в этом сыграла устойчивость застройщиков, которые не прекращали строить даже тогда, когда покупатели попросту выжидали. Переформатирование же бизнеса на удаленные методы работы больно ударило по доходам арендодателей, но улучшило условия арендаторам.

Как не парадоксально, для тех, кто нуждается в офисных помещениях, нынешний локдаун оказался лучшим временем для масштабирования бизнеса или открытия его с нуля. Более удачного времени, чтобы монетизировать свою смелость и реализовать бизнес-идею, может и не представиться.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X