Как заработать на автобусных перевозках

11 мая 2017, 08:00
Объем украинского рынка автобусных пассажирских перевозок составляет $1 млрд и ощутимо превосходит железнодорожный ($800 млн) и авиа ($700 млн)

Это связано со сравнительно низкими ценами на билеты и разветвленной сетью автодорог, что позволяет пассажирам добираться в самые отдаленные уголки страны и зарубежья.

Видео дня

Тем не менее, пассажиры далеко не всегда получают достойный сервис, да и прибыль перевозчиков, из-за низкого уровня предоставляемых ими услуг, далеко не такая значительная, как могла бы быть, — люди просто не готовы платить больше за нынешний уровень обслуживания, а перевозчики не могут обновить парк автобусов и улучшить обслуживание из-за недостаточного дохода.

Это замкнутый круг. Чтобы вырваться из него, нужно искать альтернативные решения.

Вот несколько шагов, которые участники рынка могут сделать сегодня для того, чтобы добиться ощутимого улучшения в сфере автобусных перевозок, даже не вкладывая больших средств в обновление парка:

1Ввести электронный билет

Электронный билет успешно используется операторами всех видов транспорта во всем мире. Это удобно и для пассажиров, и для перевозчиков, и для государства. Законодательная база уже есть — Верховная Рада уже приняла закон, согласно которому электронные билеты должны использоваться как на городских, так и на междугородних маршрутах, но до практического внедрения технологии пока дело не дошло. А она позволяет сделать денежные потоки в этой сфере прозрачными, предоставляет возможность перевозчикам лучше контролировать свои средства, а государству собирать больше налогов.

Пока технология не внедряется, часть пассажиропотока по-прежнему остается в тени: пассажир платит на входе водителю, не получает билета, и перевозчик никак не может проконтролировать этот процесс. Как правило, он вообще не имеет реальной информации о количестве перевезенных по факту людей. Пассажир при этом не имеет никаких прав, не может выражать свое мнение о качестве сервиса и требовать улучшений. Все в минусе.

2Создать рейтинги качества сервисом перевозчиков

Сегодня качество сервиса автобусных перевозчиков никак не регулируется, а о реальном состоянии дел на маршруте пассажиру не сообщают. В лучшем случае ему назовут модель автобуса. Что касается технического состояния транспортного средства, уровня обслуживания, пунктуальности перевозчика, — здесь пассажира могут ожидать самые неожиданные сюрпризы.

Но проблема решается просто — достаточно дать возможность каждому, кто купил билет на автобус, оценить рейс после поездки. Пассажиры могут выставлять оценки по конкретным параметрам: пунктуальность, состояние салона, вежливость водителя. Мы давно привыкли выбирать, например, гостиницу, учитывая ее рейтинг и отзывы посетителей на порталах Booking.com или TripAdvisor. Почему бы не применить подобную систему для автобусных перевозок?

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Практика показывает, что люди готовы выбирать и очень скромные бюджетные перевозки. Им важно не премиум-обслуживание, а честный продукт: они хотят знать, за что платят. Чтобы сделать процесс более прозрачным, можно публиковать на сайте реальные снимки вместе с оценками других пассажиров.

3Обновить автобусный парк

Благодаря специфике нашего бизнеса, мы часто общаемся с транспортными компаниями. И я могу сказать, что перевозчики прекрасно осознают то, в каком техническом состоянии находится их автопарк. Но его обновление — это слишком дорогое удовольствие для операторов.

Для перевозчиков существует альтернативное решение. Если они не могут приобрести новый автобус, нужно работать с тем, что есть, и определять новые параметры, которые можно улучшить. Например, чистота салона и вежливость водителя — то, над чем можно непрерывно работать. Для многих пунктуальность и чистота — приоритетнее марки и года выпуска автобуса, так что каждый оператор сможет найти своего клиента, повысить прибыль и со временем все-таки выделить бюджет на покупку нового транспорта.

Есть много дополнительных вопросов, которые можно решить. Например, организовать питание для клиентов: доставку к автобусу здоровой и вкусной еды, которую смогут заказывать и взрослые, и пассажиры с детьми. На вокзалах в провинции часто негде перекусить, так что такая услуга тоже добавила бы популярности рейсам.

4Обновить систему сотрудничества перевозчиков и автовокзалов

Система сотрудничества перевозчиков с автовокзалами вообще довольно неэффективна по современным меркам. Сейчас перевозчики предоставляют им билеты на свои рейсы на реализацию. Автовокзал берет комиссию за свои услуги с перевозчика, а потом — еще и с пассажира. При этом денег все равно ни на что не хватает: многие автовокзалы не могут организовать даже справочную службу, которая бы консультировала пассажиров по телефону, не говоря уже о предоставлении информации онлайн.

Но с этой проблемой можно справиться, если взять в качестве отправной точки модель аэропортов. Они не берут денег с клиента, а получают только комиссию от перевозчиков. Максимум информации предоставляется онлайн, дополнительно нюансы можно уточнить по телефону.

На первый взгляд, такой подход плох, потому что придется уволить часть кассиров. Но в этом можно увидеть и возможности для развития: автовокзалы смогут предоставлять дополнительный сервис. Это позволит им зарабатывать не на комиссии за кассовые операции, а на реальных и полезных для пассажиров услугах, что в перспективе принесет гораздо большую прибыль.

Показать ещё новости
Радіо NV
X