Инструкция по выживанию для бизнеса в Украине

7 апреля 2020, 17:00

Пять главных шагов. Стратегия, которая пережила уже не один кризис

Согласно онлайн-опросу, проведенному «Экономической правдой» и «Центром прикладных исследований» 20-25 марта, 35% предприятий Киева готовятся прекратить работу, а 40% наемных работников рискуют остаться без работы.

Видео дня

Это последствия только событийного кризиса, связанного с введением карантина в связи с пандемией коронавируса. Каковы будут последствия для украинских предпринимателей мирового цикличного экономического кризиса можно только прогнозировать.

К сожалению, правительство Украины, в отличие от других стран, ввело только жесткие меры по недопущению занесения и распространения случаев COVID-19 для населения, но совсем не подумало об экономических мерах по поддержке бизнеса, таких как облегчение налоговой нагрузки, финансовая помощь малым и средним предприятиям, беспроцентные кредиты и др.

Поэтому бизнес сегодня должен сам думать о том, как пережить карантин, сохранить бизнес и команду, которую так трудно было сформировать еще месяц назад во время кризиса талантов. Или как вообще выжить предприятию в надвигающийся экономический кризис? Это главные вопросы, которые задает себе каждый предприниматель сегодня.

Да, вопросы сложные и надо искать ответы. В краткосрочной перспективе, во время резкого падения продаж и рынков сбыта, единственная тактика выживания — это оптимизация кассовой дисциплины и сокращение расходов. Как бы жестоко это ни звучало, но выживут только те бизнесы, которые имели запас финансовой устойчивости. Или вовремя оптимизировали денежные потоки и оборотные активы, или имеют «подушку безопасности» на финансирование текущих операционных потребностей бизнеса. Это первый и самый сложный тест на предпринимательство, потому что платежеспособность и ликвидность — это основные показатели устойчивого и, как показывает ситуация, автоматически успешного бизнеса.

А что дальше? А что  по поводу долгосрочных перспектив и стратегического планирования в бизнесе?

А дальше не должна быть допущена типичная ошибка украинских предпринимателей, которые планируют бизнес, исходя из классической ресурсной стратегии: составлять бизнес план, исходя из имеющихся финансовых и трудовых ресурсов и прогноза доходов. Напротив, каждый владелец или менеджер должен стратегически пересмотреть и определить: какая деятельность в будущем будет генерировать постоянные доходы и прибыль и какие ресурсы сегодня я должен задействовать, чтобы получить ту прибыль завтра?

Соответственно возникает следующий перечень логичных вопросов и соответствующий алгоритм действий, который и является бизнес стратегией, что обеспечит ожидаемый результат:

1. Какой продукт потребуется рынку  в долгосрочной перспективе с учетом новых реалий и спроса после кризиса? Поможет найти ответ анализ макросреды, так называемый PESTEL анализ глобальных трендов (политических, экономических, социальных, технологических, экологических и нормативно-правовых). Конечно нужно постоянно исследовать конкурентную среду и требовательно анализировать сильные и слабые стороны своего бизнеса, возможности и угрозы (SWOT анализ) с учетом сложившейся ситуации, что динамично меняется.

2. Соответственно под новый продукт или для адаптации существующего продукта под новый спрос и должен быть разработан новый маркетинговый план и стратегия — решение относительно 4Р, 4С или 7Р; стратегий по сегментации рынка, целевой аудитории, дифференциации, позиционированию, оптимизации клиентских решений, цепям создания ценности, продвижению продукта с учетом диджитализации и новой бизнес модели в целом.

«Меняйся или умри» — гласит основной лозунг маркетинга. И это на сегодня жестокая, но прописная истина. Адаптироваться, меняться, мыслить критически, нестандартно и креативно, исходя из потребностей будущего потребителя — это сегодня синонимы слова «выжить». В условиях жесткой конкурентной борьбы за потребителя маркетинг станет более агрессивным и увеличится роль performance-маркетинга, то есть интернет-маркетинга, цель которого — это достижение в максимально короткие сроки конкретных бизнес результатов (KPI), измеряемых финансово.

3. Какая команда сможет реализовать изменения? Функции, бизнес процессы, профессиональные и личностные навыки, уровень энергии и вклада в результат —то есть какие работники смогут провести бизнес через изменения и турбулентность? Новые подходы к организационной структуре, организации работы команд в условиях удаленной работы во время и после карантина, повышение мотивации, вовлеченности и работы на результат — это требует высокого уровня бизнес культуры, ценностей и лидерства владельцев и менеджмента и сильной HR-функции в компании, что будет реализовывать HR-стратегии.

Как бы жестоко это ни звучало, но выживут только те бизнесы, которые имели запас финансовой устойчивости

4. Соответственно под смену направления деятельности должны быть адаптированы и оптимизированы бизнес-процессы всех функций — административной, маркетинговой, финансовой и производственной. Это и контроль качества и высокий уровень клиентского сервиса, и адаптированная цепь поставок, и внутренняя производительность и эффективность работы, скорость реагирования и адаптивность к изменениям, системность и уровень автоматизации, инновационные и высокотехнологичные решения — от многих составляющих зависит успешность реализации бизнес стратегии и достижение результата. Особую роль следует уделить в период изменений и трансформаций performance менеджмента и системе постановки целей (MBO-management by Objectives) — управлению результативностью работы на основе KPIs, ведь мы можем управлять тем, что мы можем измерить и контролировать.

И последнее, но не наименьшее по значимости — для имплементации бизнес-плана должна быть задействована самая сильная финансовая команда, потому что постоянный финансовый анализ и контроль, прогнозирование и управление доходностью бизнеса, изменение бизнес-планов и постоянный пересчет бюджетов, управление оборотным капиталом и рисками (финансовыми, налоговыми, операционными и инвестиционными), эффективное ведение управленческого учета необходимы для своевременного принятия правильных решений собственников и менеджмента.

Да, сложно, но жизненно необходимо для бизнеса. Потому что это не только подход западного бизнес образования, это практический опыт предпринимательства и лучших мировых бизнес практик в области стратегического планирования.

Конечно, мы все сейчас подумаем, что легко говорить о методологии на фоне жестоких реалий украинской среды: отсутствие какой-либо поддержки предпринимательства государством и гарантий нормативно-правового регулирования для бизнеса, резкого падения потребления и покупательской способности населения на большинство товаров и услуг, жесткой конкуренции, экономического и политического кризиса государства в целом. Но рано или поздно ситуация стабилизируется и рынки сбыта восстановятся, и выживет тот бизнес, который планировал стратегически и умел рисковать, имел высокий уровень бизнес культуры и предпринимательской ментальности, руководствовался теми бизнес подходами и аккумулированным опытом, что уже пережили не один кризис и помогли достичь желаемого результата и поставленных целей.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X