Что особенного в скандинавском ретейле и как выйти на этот рынок

13 ноября 2021, 10:50

Скандинавские страны — крупнейшие мировые потребители и ценители органических продуктов питания. Для жителей региона также важны вопросы минимизации человеческого влияния на экологию, благосостояние животных, здоровое и сбалансированное питание.

Неудивительно то, что более 10% населения Швеции — вегетарианцы или веганы, в Норвегии этот показатель составляет более 2%, а в Дании — около 1,5%. Соответственно, сети супермаркетов адаптируют свой ассортимент под предпочтения потребителей. Если вы производитель органических и вегетарианских продуктов — этот регион для вас.

Видео дня

В последние годы подавляющее большинство розничных сетей скандинавских стран ввело формат доставки продуктов питания домой, чему значительно поспособствовал все более напряженный график работы скандинавов и желание не тратить время на покупки офлайн. Особенно актуальна она стала, конечно, в период пандемии. Многие потребители предпочитают готовить дома, поэтому местные интернет-магазины даже предлагают готовые корзины с рецептами и ингредиентами для трех-пяти блюд.

Рассмотрим более подробно рынки отдельных скандинавских стран.

Дания

Продажи органической продукции растут рекордными темпами. В 2020 году их общий объем в Дании составил 18,3 млрд крон (приблизительно $3 млрд).

В период пандемии COVID-19 основным каналом продаж органических продуктов стали крупные ретейл сети, интернет-магазины и службы доставки продуктов.

В Дании большую часть рынка контролируют три основных сети:

Coop Trading — более 1000 магазинов в Дании, доля рынка — 38%. Имеет пять брендов магазинов: сеть супермаркетов с пониженными ценами Fakta, магазины у дома Dagli’Brugsen, универмаги Kvickly, супермаркеты SuperBrugsen и премиум-магазины Irma.

Dansk Supermarked (Saling group) — более 550 магазинов на территории Дании, доля рынка — 32%. Имеет три бренда магазинов: сеть супермаркетов с пониженными ценами Netto, супермаркеты Fotex и гипермаркеты Bilka.

Dagrofa — более 600 магазинов в Дании, доля рынка — 18%. Имеет магазины брендов Spar, Min Købmand и Meni.

Швеция

В Швеции очень популярен здоровый образ жизни, а потребление органических продуктов питания — одно из самых высоких в Европе. Продажи органических продуктов и напитков в розничной торговле Швеции постоянно растут. Только за 2020 год они выросли на 340 млн шведских крон (приблизительно $40 млн).

Рынок органического ритейла разделили между собой следующие сети:

ICA — более 1000 магазинов на территории Швеции, доля рынка — около 50%. Имеет магазины в пяти форматах: небольшие продуктовые магазины ICA Nära, супермаркеты ICA и ICA Kvantum (с большим ассортиментом) и гипермаркет Maxi ICA Stormarknad.

Coop Sverige AB — вторая по размерам сеть, объединяющая около 600 магазинов, доля рынка — 18%. Lilla Coop — небольшие продуктовые магазины с удлиненными рабочими часами, обычно расположенные в спальных районах. Stora Coop — гипермаркеты за городом.

Axfood Group имеет более 800 магазинов и занимает около 18% рынка. Сеть Axfood работает в двух форматах. Hemköp — средние по размеру супермаркеты-дискаунтеры. Willys — супермаркеты-дискаунтеры, преимущественно расположенные в Южной и Центральной Швеции. Сеть Willys также включает в себя небольшие магазины Willys Hemma.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Bergendahls Food имеет более 170 магазинов, доля рынка — около 7,5%. Представлены два формата: средние супермаркеты City Gross и магазины «возле дома» Den Svenska Matrebellen.

Пятой и шестой по величине сетями розничной торговли продуктами питания в Швеции с долей рынка соответственно 4,4% и 2,2% являются сети дискаунтеров Lidl и Netto. Немецкая сеть Lidl имеет около 170 магазинов, датская сеть Netto — около 164.

Чтобы сотрудничать с ретейл-сетями Скандинавии, производитель органических продуктов питания должен соблюдать определенные требования:

  • Поставщик должен гарантировать, что продукция изготовлена в соответствии с социальными и экологическими стандартами.
  • В процессе производства и на упаковочных элементах не должно быть веществ, которые могут негативно повлиять на здоровье или безопасность человека.
  • Животные, используемые в производстве продуктов, должны выращиваться при условиях, уважающих их естественные потребности, позволяющих естественное поведение и минимизирующих их страдания.
  • Поставщик должен подтвердить, что производство и обработка органических пищевых и кормовых продуктов осуществляется в соответствии с Регламентом ЕС ( ЕС) № 834/2007, предоставив соответствующие органические сертификаты.
  • Желательно наличие сертификата KRAV для компаний, рассматривающих партнерство с сетями в формате private lable.
  • Поставщик должен провести оценку риска для всей цепочки поставок относительно возможного перекрестного заражения пестицидами, внедрить соответствующие меры предосторожности и принять необходимые меры предосторожности, чтобы исключить наличие пестицидов в органических продуктах.

Как наладить коммуникацию с баерами из Скандинавии

Многие заказчики из Скандинавских стран, заинтересованные в закупке иностранных продуктов, посещают крупные европейские продовольственные выставки, чаще всего — ANUGA (Германия), SIAL (Париж) и BIOFACH (Германия). Если Скандинавия является вашим целевым регионом, рекомендую посетить в качестве визитера или участника локальные выставки, например Nordic Organic Food Fair. Также следите за новостями Офиса по развитию предпринимательства и экспорта Украины и не упускайте возможности приобщиться к органическим инициативам офиса. Органика является одной из приоритетных экспортных категорий, поэтому при поддержке Офиса реализуется немало программ, направленных на содействие органическим производителям на пути к интернационализации и увеличению объемов экспортных продаж.

Инициатива реализуется Офисом по развитию предпринимательства и экспорта Украины совместно с Ассоциацией «Ягодничество Украины». Публикация стала возможна при поддержке Швейцарии в рамках швейцарско-украинской программы «Развитие торговли с более высокой добавленной стоимостью в органическом и молочном секторах Украины», которая внедряется Опытным институтом органического сельского хозяйства (FiBL, Швейцария) в партнерстве с SAFOSO AG (Швейцария) и Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» (КЭУ) и Программы USAID по аграрному и сельскому развитию (АГРО), реализуемой компанией Chemonics International.

Ответственность за содержание этой публикации несет только автор (ы). Мнение автора (ов) не обязательно отображает точку зрения SECO, FiBL, SAFOSO AG, www.qftp.org, Программы USAID КЭУ и Программы USAID АГРО.

Показать ещё новости
Радіо NV
X