План В или План выхода из карантина

20 мая 2020, 16:20

Как это ни парадоксально, но выжить бизнесу после карантина будет сложнее, чем выдержать сам локдаун. Что делать?

Бизнес может работать по утвержденной стратегии и иметь в запасе План Б на период кризиса или появления лебедей разной степени черноты. Однако наступает момент, когда компании нужно реализовывать выползание, выход или выбегание стремглав из кризиса. Назовем это План В. И если вы еще не слышали о таком — самое время начать его разрабатывать. 

Видео дня

Зачем бизнесу пост-карантинный план?

Воплощать План В можно уже сейчас, пока карантин полностью не снят, точка апогея пандемии не прорисовывается на каких графиках, а вся ваша организация борется за выживание по Плану Б, разработанному наспех.

Тема пост-коронавирусного мира рисуется экспертами в разных тонах: от прогнозов, что нас ждет новый мир, где все будет другим — города, бизнес или реклама, и до вздохов, что люди всегда остаются теми же, и ничто их не изменит.

С какой стороны правда или, возможно, она посередине, решать каждому отдельно, но правильный План В для бизнеса должен опираться как на константы человеческого поведения, так и быть гибким и адаптироваться под скорость и направление изменений.

Прогноз относительно украинского рынка рекламы — минус 30% при сценарии выхода из карантина во второй половине года

Вероятно, многим бизнесам сейчас не до глобальных оценок ситуации, им бы ночь простоять и день продержаться, но — как ни парадоксально — выжить в пост-карантинную эпоху может быть гораздо сложнее, чем пережить карантин. Хотя бы потому, что продлится эта эпоха дольше, а количество неизвестных в уравнении стратегии только увеличится.

Именно поэтому План В — стратегия выхода из карантина — приобретает принципиальное значение.

И мы уже видим, как передовые компании начинают его воплощать.

План В мировых гигантов

Во-первых, очевидно, что потребители проведут переоценку отношения к брендам. Увеличится запрос на социальную корпоративную ответственность. Бизнесы, которые поддерживали общество, клиентов в трудное время, будут восприниматься как герои, а тем, кто просто отсиживался, больше не поверят в искренность заявлений о клиентоориентированности.

Прошедшие недели предоставили нам много примеров ответственной работы компаний:

• CEO Apple Тим Кук написал в Twitter, что Apple передает средства на миллионы масок для медиков в США и Европе

• Телекоммуникационные компании Verizon, AT&T, Comcast, Charter, AlticeUSA and T-Mobile подписали обязательства «Keep Americans Connected», согласно которому они будут продолжать оказывать услуги клиентам, которые не могут оплатить счета из-за вспышки COVID-19

• H&M анонсировали изготовление средств индивидуальной защиты — масок, перчаток, фартуков — для госпиталей и медработников

• Uber обеспечивает бесплатными обедами медработников и работников служб быстрого реагирования

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

• Сети Sweetgreen, доставляет бесплатную еду в больницы в городах, где расположены учреждения компании, а Pret A Manger продает медицинским работникам пищу в два раза дешевле.

Конечно, не все компании имеют настолько богатый ресурс для благотворительности, но во время карантина дело не в масштабе, а в адресности.

Бизнес, независимо от их масштабов, может сделать несколько простых шагов, чтобы стать более социально ответственным.

Как запустить свой план В?

1. Думайте тактически, действуйте локально

Поддержите общину у вашего офиса, предприятия, штаб-квартиры.

2. Поблагодарите персонально каждого вашего клиента

Позвоните, напишите неформальное письмо, запишите персональное обращение от топ-менеджеров до каждого важного заказчика.

3. Помогите клиентам ваших клиентов

Это как социальная ответственность в квадрате. Помогая малому бизнесу сохранить их компании, вы сохраняете и свою.

4. Поддержите семьи ваших клиентов, поставщиков

Все они несут ответственность за других. Если вы будете их союзником в поддержке семьи, они этого не забудут и отблагодарят лояльностью.

5. Придумайте с ключевыми сотрудниками социальный проект

Каждый хочет чувствовать себя хорошо, а во время карантина значительная часть работников имеет больше свободного времени или энергию, которую некуда канализировать. Организуйте их для дел, которые помогут уязвимым группам, локальным сообществам — тем, кто нуждается в помощи.

6. Просто развлекайте людей

Для большинства карантин сузил круг доступных развлечений, обрезал коммуникацию. Поэтому рассказывайте им истории, привлекайте офисные таланты — потребители оценят ваши усилия. Например, компания Levi's запустила ежедневные живые концерты в Instagram в 5:01 вечера (дань уважения серии 501 фирменных синих джинсов) от известных музыкантов.

Многим бизнесам сейчас не до глобальных оценок ситуации, им бы ночь простоять и день продержаться, но — как ни парадоксально — выжить в пост-карантинную эпоху может быть гораздо сложнее, чем пережить карантин

Что сделать для своей компании?

Кроме внешнего, коммуникационного слоя, у Плана В есть и внутренняя работа, которая должна быть проведена.

Пообщайтесь с HR-специалистами по ситуации на рынке. Узнайте о тех, кого уволили ваши конкуренты. Следите за перемещением ключевых работников — даже если для вашей компании сейчас не время для новых вакансий — пост-кризисная ситуация очень динамичная, через месяц-другой и или в 2021 году у вас может появиться острая потребность в качественном персонале.

Опытные и талантливые специалисты по диджитализации, онлайн-сервисам будут в дефиците. Ищите их уже сейчас, букайте их будущее время, создавайте рабочие группы. Какие бы товары или услуги вы не продавали, роль онлайн каналов сбыта только вырастет после карантина.

Придерживайтесь финансового самурайства — ежедневно знайте свой статус по оборотным средствам и не делайте импульсных затрат только карантин закончится. Всегда есть соблазн отпраздновать возвращение в норму, но поверьте: никто не знает, действительно ли это период нормальности, или временная передышка перед повторной волной.

Разработайте план реинтеграции команды. Пока был карантин, сила социальных связей, командного духа в коллективе ослабла, уровень стрессоустойчивости понизился, многие навыки стали пассивными. Это похоже на возвращение школьников или студентов после долгих летних каникул. Здесь может помочь все что угодно — от совместных походов в боулинг или празднований до тренингов или коуч-сессий.

Присмотритесь к поставщикам. Вы можете пересмотреть условия с существующими — вашим сильным аргументом является то, что вы хранили лояльность к ним во время этих тяжелых месяцев. Или просканируйте весь рынок и найдите новых — ведь во время карантина многие бизнесы ввели выгодные условия, и продлят их и в дальнейшем.

Не возвращайте в офлайн то, что прижилось в онлайне. Возможно, не все сотрудники должны приезжать ежедневно в офис и их можно оставить работать дистанционно? Возможно, вместо некоторых понедельничных «летучек» проводить онлайн-встречи? Вероятно, вам потребуется специалист по «одомашению» — менеджер, департамент или внешний подрядчик, который будет заниматься сотрудниками, работающими дома. Начиная от поддержки IT, выездов на дом к сотрудникам, организации быта, питания до разработки долгосрочных стратегий «одомашения процессов». А для начала, просейте через сито все регулярные процедуры и составляющие бизнес процессов — можно ли их перевести в онлайн?

Создайте набор «сделай сам». Часть ваших потребителей сидя дома научилась решать вопросы самостоятельно и получать от этого кайф. И даже после карантина эти люди хотят иметь такую возможность. Предложите им набор «запчастей», которые они могут собрать сами. Салон красоты может продавать все, что нужно для окрашивания волос дома, а ресторан — наборы продуктов для блюд.

Ну, и наконец, любая пост-турбулентность — это еще и период «мемуаров», рефлексий, оценок. Всем будут нужны ответы, и именно в посткарантинную эпоху люди особенно готовы их слушать. Возможно, пришло время начать собственный бизнес-влог об отрасли, в которой вы специализируетесь? Искренне рассказывайте, какие трудности вы преодолевали, как ваш бизнес страдал, а теперь восстанавливается, какие задачи теперь вы решаете и чему вас научил кризис.

Ведь каждый план выхода из кризиса начинается с разговора о кризисе, и о том, что будет после него. Начните создавать собственный План В.

И некоторые прогнозы по коммуникационной сфере

Рекламные затраты уменьшатся во всем мире, и глубина падения будет сногсшибательной повсюду. Facebook и Google уже прогнозируют падение от рекламных доходов на уровне $44 млдр из-за короновируса. Это около 18-19% от 2019 года.

Прогноз относительно украинского рынка рекламы — минус 30% при сценарии выхода из карантина во второй половине года. Такая глубина падения соизмерима с кризисом 2008-2009 годов, но на этот раз падение рекламных затрат будет более неоднородным в различных каналах коммуникации.

С одной стороны, во время карантина украинцы начали проводить больше времени в интернете и просматривая ТВ. Прогнозируемо спад будет меньше в цифровых каналах коммуникации — мессенджеры, блоги, соцсети. С другой стороны, реклама в транспорте, внешние носители, пресса, спонсорство, события, презентации — эти и другие каналы сильно потеряют и могут сократиться в разы.

Рекламной отрасли тоже нужен свой План В. Поэтому мы в Tabasco уже начали его воплощать. Наша инициатива #TabascoWorkForGood направлена на поддержку малого и среднего бизнеса, который нуждается в новых подходах, и креативщиках, которые потеряли работу во время кризиса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X