Интуиция против работы с данными. Как венчурные инвесторы принимают решения

21 августа 2019, 08:30
Цей матеріал також доступний українською

Что делать, когда цифры побуждают действовать, а интуиция подсказывает взять паузу и поможет ли data-аналитика

И в повседневной жизни, и в бизнесе люди принимают решения, основываясь на доводах разума и интуиции. Некоторые доверяют только предчувствию; другие используют анализ и логическое мышление. Но количество и качество информации в бизнесе растет, и для анализа данных требуются все более сложные алгоритмы.

Видео дня

Венчурные фонды сосредоточены на инвестировании в быстрорастущие отрасли — дивиденды в случае успеха могут быть колоссальными. Но на зарождающихся рынках трудно отличить потенциальных победителей от проигравших — финансовые показатели и темпы роста стартапов на этом этапе схожи.

Задача венчурного капиталиста — найти стартапы, которые будут развивать перспективную технологию. В случае успеха компанию можно вывести на IPO или продать крупной корпорации.

НВ Бизнес спросил у венчурных инвесторов, какие инструменты анализа они используют, когда решают, куда вложить деньги.

«И» вместо «ИЛИ»

В венчурном фонде 645 Ventures используют математические модели для принятия инвестиционных решений. Его кофаундеры считают, что могут находить стартапы на самых ранних стадиях роста по всему миру благодаря инструментам, автоматизирующим работу инвестиционных аналитиков.

Фонд использует анализ данных и специальный софт на всех этапах заключения сделки — от поиска стартапа и оценки раунда до продажи компании

Фонд использует анализ данных и специальный софт на всех этапах заключения сделки — от поиска стартапа и оценки раунда до продажи компании. По словам основателей, такой подход помог им оцифровать «коллективную память» организации, автоматизировать многие задачи и получить доступ к большему числу потенциальных сделок.

По данным Axios, Google Ventures много лет использует алгоритм, который помогает принимать решения о сделках.

Сотрудники передают всю информацию алгоритму, который ориентируется во всех видах рыночных ситуаций. Он анализирует данные и сигнализирует о решении: «зеленый» — вперед, «красный» — останавливай работу, «желтый» — действуй с осторожностью. Первоначально алгоритм помогал проверять поступающие предложения, но потом заменил инвестиционный комитет.

Действительно, некоторые уверены, — достаточно применить надежную математическую модель к набору данных, чтобы спрогнозировать лучший ответ. Но сами по себе формулы и цифры не дают толчок для продвижения бизнеса.

«Интуиция дополняет тщательный анализ и помогает выделить как индустрию, так и определенную компанию в ней. Так, на рынке доставки мы выбрали Glovo, основываясь на аналитических данных и понимании, что сервис будет пользоваться спросом в Украине. Количество заказов через Glovo в мире увеличилось в 5 раз с момента инвестиции.

Еще один пример — единорог Deliveroo, которого мы выделили на рынке food delivery. Сейчас сервис растет — в мае он объявил о привлечении $575 млн в раунде, который возглавил Amazon. Есть информация о том, что компания Безоса планирует вложить в Deliveroo еще $545 млн", — считает Роман Иванюк, управляющий партнер венчурного фонда GR Capital.

Сооснователь Intel Эндрю Гроув был уверен, что анализ и интуиция не работают независимо. «Одно только чувство, которое не опирается на анализ как на проверку здравомыслия, вероятно, будет поверхностным и ошибочным. Но и анализ, не отвечающий на вопросы, которые пробудила интуиция, бесплоден», — говорил он.

Гроув считал, что лучших результатов можно добиться, когда интуиция и анализ работают сообща, подпитывая и усиливая друг друга. Такой симбиоз оказывается критически важным для бизнеса и для VC по ряду причин:

1. Интуиция направляет аналитику. Чаще всего численные методы применяют для проверки возникающих гипотез.

2. Иногда, наоборот, анализ дает пищу для интуиции. Методы моделирования способны выявить связи в данных, которые не были бы очевидны на малом масштабе. Рациональные методы — предложить пути, которые сначала казались нелогичными. Анализ информации уравновешивает интуицию, помогая избежать проблем.

Разум и чувства при выборе стартапов

Венчурные капиталисты используют как аналитический, так и интуитивный подходы при оценке основателей стартапов. Инвесторы гордятся способностью выносить интуитивные суждения о фаундере, и часто приходят к решению быстрее, чем потребуется, чтобы дочитать эту статью. Благодаря опыту они понимают, правильно ли предприниматель реагирует на вопросы и какую обратную связь дает.

Важные критерии — страсть команды к делу и умение бороться с трудностями, реальная потребность рынка в продукте и уникальность технологии или бизнес-модели. Так считает Ольга Афанасьева, исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного и частного капитала (UVCA). Инвесторы рационально оценивают размышления фаундера о рынке и финансовых прогнозах, учитывая бизнес-возможности проекта, а не только личные качества стартапера.

Основатель должен показать, что принимает взвешенные решения, опираясь на данные. При этом фондам важно понимать, как интуиция и логика помогают предпринимателю строить бизнес.

Ольга Афанасьева говорит о симбиозе рацио и эмоций так: «Интуиция — нечто более комплексное, чем просто эмоция. В книге „Думай медленно, решай быстро“ Даниэль Канеман пишет, что мозг подсознательно оценивает факторы, которые определяют ответ. Сознание еще не сформулировало окончательный вывод, но в подсознании уже есть мнение по интересующему вопросу. Так рождается интуитивное сомнение или уверенность в компании, стартапе или людях».

Кроме того, инвесторы очень часто находятся в двух состояниях тревожности, которые назвали FOMO (fear of missing out) и FOLD (fear of losing dollar). Первое состояние вызвано страхом упустить перспективную компанию, второе — нежеланием потерять деньги. Тот, кто умеет балансировать, используя интуицию и расчет, избавляется от нерациональной тревожности и совершает выгодные сделки.

Если фонд сочетает математические модели и интуицию аналитиков и партнеров, он снимает сливки с рынка. Поэтому каждый инвестор и команда вырабатывают свой стиль принятия решений.

Михаил Рябоконь, исполнительный директор Noosphere Ventures, уверен: ««Чуйка» — это главный критерий выбора. Почти всегда инвестор видит намного шире, чем тот, кто презентует проект. Важным фактором выступает заряженность команды на достижение результата. Чтобы почувствовать это, нужна интуиция.

Интуиция — это анализ данных или знаний, которые являются предпосылками в принятии решений. И, конечно, чутье развивается: чем большим количеством данных оперировать, тем точнее впоследствии анализ и правильнее выводы. Читать, смотреть, общаться — вот основные направления прокачки этого скила".

Математика и научные методы помогают противостоять сомнениям, и иногда это приводит к тому, что данные опровергают интуицию. В других случаях интуитивные чувства, основанные на глубоком опыте, могут найти недостатки в идеальной математической модели. Использование двух способов повышает шансы на успех.

Автор: Мария Сорокина специально для НВ Бизнес


Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X