Как снизить чрезмерную зависимость бизнеса от собственника. Проверенные решения

16 июля 2019, 17:40

О рисках, с которыми сталкивается бизнес, замыкающийся на одном человеке

Украинский бизнес имеет недолгую, но интересную историю. И хотя промышленный костяк нашей экономики был сформирован задолго до обретения независимости, однако подходы и принципы управления, которые применяются сейчас, вырисовывались в течение последних 27 лет. Многие крупные бизнес-структуры объединяет общая черта: все они строились вокруг одного человека, который на этапе становления выступал идейным вдохновителем и лидером, а сейчас выполняет роль главного стратега, определяющего курс и принимающего все жизненно важные решения. И они же отвечают за развитие своих детищ.

Видео дня

С одной стороны, все верно, и у каждого корабля должен быть свой капитан, который определяет курс и ведет судно по нужному фарватеру. Но в то же время сильная зависимость от лидера делает компанию более уязвимой. Ведь практически все процессы замыкаются на одном человеке, и его вынужденное отсутствие нарушает отлаженную цепочку решений. Кроме того, со временем отцы-основатели имеют обыкновение постепенно отходить от дел, и возникает неизбежный вопрос, как сохранить и приумножить то, что уже построено. Неэффективная замена первого лица сведет на нет все многолетние усилия большой команды.

Что следует учитывать украинским бизнесменам, которые сегодня замыкают на себе все процессы? В первую очередь, необходимо внедрить систему корпоративного управления. Процесс принятия решений должен быть быстрым, прозрачным и эффективным.

Усовершенствование корпоративного управления

Как этого достичь? Все функции необходимо четко разграничить в документах — Кодексе корпоративного управления, Уставе компании, положениях, дабы избежать каких-либо противоречий и дублирования в полномочиях. Помимо этого, важно соблюсти баланс в управленческих структурах. Например, если в наблюдательном совете пять человек, то, как минимум, три из них должны быть независимыми. И только так, в процессе сложных переговоров и дискуссий, принимаются взвешенные, стратегические важные для компании, решения. Отсутствие первоочередного права голоса у одного руководителя значительно снижает риски выбора неверного курса, единолично продиктованного «сверху». А, значит, повышает шансы бизнеса на выживание и дальнейшее развитие.

Особое внимание также следует уделить критериям выбора независимых директоров. Ни сам кандидат, ни его родные и близкие не должны быть связаны какими-либо обязательствами или личными отношениями с акционерами компании. В противном случае такие директора не станут участвовать в выработке стратегических решений, а будут попросту диктовать волю собственника.

Здесь также есть очень важный момент: задача независимых директоров — отслеживать тенденции на рынке и помогать компании адаптироваться к изменениям, которые в нашу цифровую эпоху происходят столь стремительно, что тот, кто не среагирует оперативно, рискует отстать навсегда; а иногда и защищать компанию от собственника. Это особенно актуально в тех случаях, когда топ-менеджмент умеет оценивать перспективы и просчитывать шаги наперед, но акционер при этом может быть слишком консервативным, сдерживать инновации и терять бесценное время.

Стоит ли говорить об эффективной системе мотивации и контроля. Задача управленческой команды — поддерживать прозрачный и конструктивный диалог с командой. А решения по стратегически важным вопросам должны приниматься по согласованию с представителями трудового коллектива. К внутреннему контролю также следует подойти со всей ответственностью. В крупных компаниях уже давно работают департаменты по управлению рисками, комплаенсу и противодействию коррупции.

Опыт прошлого

История знает как удачные, так и неудачные примеры бизнесов, которые были построены вокруг одной личности. К первым можно отнести одного из старожилов нефтяного рынка — компанию Royal Dutch Shell. К слову, называться она так стала лишь в 1907 году. А свою историю ведет от 1890 года, когда поток нефти и керосина из богатых бакинских месторождений требовал новых рынков сбыта. Семья Ротшильдов, которая осваивала недра Каспия, с каждым днем ощущала рост конкурентного давления со стороны разрастающейся империи Standard Oil Джона Рокфеллера. Для решения этой проблемы Ротшильды заключили договор с сыном торговца раковинами Маркусом Сэмюэлем (отсюда название — Shell (англ. — «раковина»)). Для доставки товара необходим был короткий морской путь из Батумского порта в Азию. И в 1892 году Сэмюэль при поддержке Ротшильдов добивается невозможного — разрешения на проход танкеров с керосином через Суэцкий канал. До этого момента проводка судов с нефтью находилась под запретом, который негласно, но очень активно лоббировался структурами Рокфеллера.

По сегодняшний день Royal Dutch Shell остается весомым игроком на нефтяном рынке планеты благодаря своей способности менять систему управления

С тех пор компания пережила множество событий, среди которых — кризисы 1900-х с перенасыщением рынка керосином, объединение с голландской Royal Dutch, эпоху правления главы Royal Dutch Генри Детердинга, работу под руководством комитета без ярко выраженного лидера, мировые войны, объединение материнских структур. По сегодняшний день Royal Dutch Shell остается весомым игроком на нефтяном рынке планеты благодаря своей способности менять систему управления.

А вот участь их основного конкурента — Standard Oil — оказалась менее завидной. Империя Рокфеллера строилась вокруг одной фигуры, и, хотя отец-основатель решил отойти от дел в 1897 году, принципы управления сохранялись. Антимонопольные разбирательства довели огромную неповоротливую машину до распада, и сегодня мы видим лишь некоторые ее осколки, которые работают под брендами ExxonMobil и Chevron.

Роль миссии и ценностей компании

Однако выстроить правильную вертикаль управления недостаточно для того, чтобы существовать и быть успешными на рынке более 100 лет. У каждой преуспевающей компании есть свои миссия и ценности. Именно вокруг них строятся стратегия и тактика. Из личных наблюдений — многие компании допускают грубую ошибку, отождествляя стратегию, миссию и ценности. В чем же разница?

Стратегии могут и должны меняться с течением времени, так как мир вокруг преображается настолько стремительно, что даже незначительное отставание от глобальных тенденций может надолго поместить компанию в список аутсайдеров. И управленческая команда должна непрерывно трудиться над умением идти в ногу со временем, вырабатывая гибкость и новаторское мышление.

Но динамичные стратегии и тактики всегда имеют под собой базу. И здесь мы говорим, прежде всего, о миссии, которая по своей сути является ответом на вопрос: для чего существует эта компания. Зачастую этот посыл формирует основатель бизнеса еще на этапе планирования. Он определяет, какую важную функцию будет выполнять его детище в обществе. Например, миссия Facebook — предоставить людям возможность строить сообщество и достичь большего единства в мире. И для ее выполнения команда Марка Цукерберга разрабатывает и совершенствует средства электронной коммуникации.

Другой цифровой гигант — Google — формулирует свою миссию так: систематизировать мировую информацию и сделать ее повсеместно доступной и полезной. Двигатель технического прогресса Tesla уверен, что работает для того, чтобы стимулировать переход мира к устойчивой энергетике. А производитель мебели Ikea говорит, что призван улучшать повседневную жизнь для многих людей.

Затем формируются ценности организации. Стратегической ошибкой ряда топ-менеджеров является попытка создать ценности «из воздуха» либо насадить абсолютно чуждые их компании постулаты (например, позаимствовав их у мировых успешных корпораций). Но ценности следует не выдумывать, не перенимать, а определять. В любой структуре уже есть негласно сложившаяся система ценностей, которые нужно извлечь на поверхность и строить вокруг них свою дальнейшую деятельность.

Как это сделать? Одним из самых действенных способов является опрос сотрудников. Можно и нужно поинтересоваться их мнением по таким пунктам:

Какие ценности организации являются фундаментальными?

Если сотрудник проснется утром с достаточным количеством денег, чтобы уйти из компании, будет ли он придерживаться этих ценностей?

Нужно ли компании придерживаться этих ценностей, даже если на определенном этапе они станут ее конкурентным недостатком?

Если сотрудник решит основать новую организацию, будет ли он строить ее вокруг этих ценностей независимо от рода ее деятельности?

Вопросы могут варьироваться, но конечная цель такого шага — определение ключевых ценностей, на которые компания будет опираться при выполнении своей миссии. Иными словами, миссия отвечает на вопрос, что делает организация, а ценности — как она это делает. Впоследствии управленческая команда, независимо от ее состава, будет опираться на эти принципы в ходе принятия стратегически важных решений. Например, один из постулатов Google звучит так: «Не будьте злом». Это означает, что можно заработать деньги, не причиняя вреда. И если проект управленческого решения противоречит этой ценности, он не может быть принят компанией.

Описанный выше подход позволил брендам Ford, Toyota, Honda, Royal Dutch Shell, а также PwC дожить до наших дней и преуспеть. Миссия Royal Dutch Shell — безопасно продавать и распространять энергию и продукты нефтехимии, предлагая инновационные услуги с добавленной стоимостью. Ценности Shell предельно просты: честность, порядочность, уважение к людям. И применяются они абсолютно ко всем аспектам деятельности компании, будь то хозяйственная деятельность, благотворительность или защита окружающей среды. Схожих принципов придерживаются и в PwC, чья миссия звучит как «построение доверия в обществе и решение важных проблем».

Основателям относительно молодого украинского бизнеса следует всерьез задуматься не только о преемственности и построении эффективной структуры управления, но и о формировании правильной миссии и ценностей, которые будут объединять людей на протяжении многих десятилетий.

Специально для НВ Бизнес

Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X