Как упорядочить хаос в бизнесе

22 сентября 2017, 15:10
2104
Цей матеріал також доступний українською
Выжить на конкурентном рынке по силам не каждой компании

Ежегодно в мире создается 100 млн стартапов. Половина из которых существует менее года, а каждая четвертая компания не дотягивает и до пяти лет. И лишь треть имеет шанс стать успешными.

Истории успеха крупных корпораций редко когда обходятся без упоминания масштабных планов и грандиозных стратегий по захвату мирового рынка. Попробуйте создать бизнес, не имея никакого представления о рынке и краткосрочной стратегии – компания не проживет и года, какой бы гениальной не была идея, положенная в основу. Хотя от краха не застрахованы и гиганты, существующие десятки лет, например, General Motors или Nokia.

Так как стратегия может застраховать бизнес от провала? На чем строится грамотная стратегия и как проверить ее прочность?

Правильное истолкование экономической ситуации, расчет необходимых ресурсов и формирование итогового видения – задание эксперта по стратегическому развитию. Это не харизматичный лидер, способній "поднять" продажи призывом "встань и иди". Нет, это экономист и бизнес-инженер, который работает с математическими моделями и массивами данных. И процесс диагностики заключается в использовании комплексных математических методов.

Формирование грамотной стратегии начинается с:

- анализа внешних факторов и условий рынка;

- выявления возможностей для развития и узких мест в бизнес-процессах внутри компании;

- определения ключевых факторов создания стоимости на предприятии.

Такая диагностика – важнейший этап в процессе разработки успешной стратегии предприятия.

Анализ предприятия и выбор соответствующих методов – сугубо индивидуальный и комплексный процесс. Однако, существует несколько общих аналитических методик, которые помогают сфокусировать усилия на дальнейшей диагностике любого предприятия.

Одной из таких методик является диаграмма Исикавы, предназначенная специально для определения причинно-следственных связей при создании дополнительной ценности. Метод разработал японский теоретик менеджмента Каору Исикава. Впервые его применили в концепции производства компании Toyota в середине прошлого века.

Суть методики заключается в поочередном изображении факторов, которые влияют на конечный эффект. К каждому фактору графически приписывается более глубинная причина, обостряющая или предотвращающая его воздействие на конечный результат.

Диаграмма поможет, во-первых, максимально компактно и в то же время комплексно охватить все факторы, влияющие на результат. Во-вторых, определить наиболее действенные из них и направить развитие компанию по нужному вектору.

Полезной методикой является факторный анализ.

В его основе лежит утверждение, что показатели работы компании зависят от пока неизвестных переменных, выявление которых позволит обнаружить слабые места в процессе формирования добавленной стоимости.

Разбивая исходные показатели на отдельные составляющие, в ходе анализа формируется некое подобие дерева, отдельные ветви которого в непосредственной связи определяют итоговые показатели работы компании. Выявляя наиболее значимые и взаимосвязанные ветви, руководство компании получает четкое представление о том, с какими факторами стоит работать в первую очередь, чтобы достичь наилучшего результата.

То есть без такого "дерева факторов" диаграмма Исикавы дает ответ на вопрос "в чем причина", но не помогает в выборе решения.

Поэтому можно пренебрегать использованием стратегического анализа и блуждать по кругу в поисках утраченных возможностей. А можно грамотно и четко определить все подводные камни на пути своего бизнеса и разработать маршрут, ведущий к успеху.

Предупрежден – вооружен. И чем лучше оружие, тем выше шансы на победу.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал